Гражданская оборона в организации – согласно букве закона

4
Логотип SpecLook
Гражданская оборона в организации

 Мы живём в правовом государстве и все наши намерения, решения и действия не должны выходить за рамки правового поля. Одной из проблем сегодняшнего дня является наличие огромного количества публикаций, а порой и нормативных документов, исполненных разными людьми (должностными лицами, специалистами, работниками и т.п.) и имеющих толкования содержания на основе мнения этих лиц, порой отличающиеся от буквы закона, а именно – нормативных правовых актов в действующих на день публикации редакциях.

Подходить к изложению материала необходимо обдуманно и взвешенно, на основании действующего законодательства, рассматривая материал комплексно: есть закон, есть подзаконные акты и методические материалы. Опираться на содержание только одной из составляющих – сродни вырыванию информации из контекста, что может быть истолковано совсем в неожиданном ракурсе. Именно по этой причине нужно обратить внимание на некоторые аспекты в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Остановимся пока только на ключевых вопросах ГО в организации. Основным нормативным правовым актом в этой области является Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Настоящим Федеральным законом определено, что:

1. Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации (РФ) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

2. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители.

3. Органами, осуществляющими управление ГО в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

4. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ планируют и организуют проведение мероприятий по ГО.

Согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по ГО осуществляется, в том числе для обеспечения планирования и проведения мероприятий в области ГО. А значит, эти работники и руководители организаций должны знать и понимать: что необходимо планировать и как правильно планировать для подготовки к ведению ГО и для ведения ГО в организации.

Порядок подготовки к ведению и ведения ГО в РФ, а также основные мероприятия по ГО утверждены постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Мероприятия по ГО в РФ организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России и Правительства России, нормативными правовыми актами МЧС России, а также указанным Положением.

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с Положением об организации и ведении ГО в организации, разрабатываемым и утверждаемым МЧС России.

Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО в организациях осуществляется на основе соответствующих планов ГО организаций. Порядок разработки, согласования и утверждения планов ГО утверждён приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70дсп.

Если вести речь о подготовке к ведению ГО, то здесь необходимо руководствоваться приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». Для этого необходимо спланировать мероприятия по защите работников, материальных и культурных ценностей на территории организации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. В п.16 настоящего приказа отражены мероприятия, которые и планируются в организации в целях решения задач в области ГО. Пунктом 3 приказа определено, что подготовка к ведению ГО осуществляется и на основании ежегодных Планов основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с вышесказанным разрабатываемый в организации Порядок подготовки к ведению ГО (далее – Порядок) может иметь следующую структуру:

  • общие положения, в которых указываются основные нормативные правовые основы подготовки к ведению ГО в организации;
  • раздел основных мероприятий подготовки к ведению ГО на долгосрочный период, в котором определяются мероприятия, перечисленные в приказе и обеспечивающие выполнение Плана ГО организации, указываются порядок и сроки их выполнения, ответственные за выполнение руководители или должностные лица;
  • раздел краткосрочного планирования мероприятий подготовки к ведению ГО (на год), в котором определяется форма, порядок разработки, согласования и утверждения Плана основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • раздел, в котором отражено всестороннее обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных предыдущими разделами.

Наполнение содержанием Порядка индивидуально для каждой организации и зависит от содержания задач, решаемых организацией в области ГО и отражённых в соответствующем Плане ГО организации.

Разработку Порядка организует руководитель организации – руководитель ГО. Процедура стандартная:

  • организация разработки Порядка – определяется и назначается рабочая группа, распределяются обязанности между её руководителем и членами, определяются задачи и сроки разработки Порядка;
  • собственно разработка Порядка;
  • согласование Порядка с ответственными должностными лицами и утверждение его руководителем.

Порядок приобретает форму локального нормативного акта после согласования и введения его в действие в соответствии с установленными в организации правилами внутреннего документооборота.

Разрабатывать в организации вместо Порядка своё Положение об организации и ведении ГО, руководствуясь только абзацем первым п.5 приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687, проигнорировав п.4 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, согласно которому данное положение должно разрабатываться и утверждаться МЧС России, не совсем корректно.

Также необходимо учитывать, что федеральными органами исполнительной власти разрабатываются свои Положения об организации и ведении ГО, обязательные к руководству подведомственным этим органам организациям.

Вывод: нормативными правовыми актами Российской Федерации в области ГО определено, что в организациях для выполнения задач по подготовке к ведению ГО разрабатывается на долгосрочный период Порядок подготовки к ведению ГО, а ежегодно – План основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Для ведения ГО в организации разрабатывается план ГО.

Ответственность за нарушение законодательства российской федерации в области гражданской обороны

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гражданской обороне" неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, в статье 20.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях записано:

  1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  2.  Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обратите внимание, что речь идет о мирном времени.

Напомним также, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны:

  • а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Поделитсья