02.05.2017 г. вступили в силу изменения в Постановление правительства от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны», которые ввели новую обязанность работодателей проводить вводный инструктаж по гражданской обороне. Причем проводить инструктаж в отношении новых сотрудников необходимо в течении первого месяца работы (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841)
Помимо обязательного проведения в отношении новых сотрудников, вводный инструктаж по гражданской обороне (ГО и ЧС) с 2017 г. включает соблюдение работодателями ряда дополнительных обязанностей. Так, необходимо:
- Разработать программу проведения вводного инструктажа по ГО и ЧС;
- Планировать и проводить учения и тренировки в рамках гражданской обороны с персоналом в целом.
Разработка программы вводного инструктажа по гражданской обороне – это задача работодателя, а точнее – назначенного им сотрудника.
При разработке программы вводного инструктажа необходимо учитывать:
- специфику деятельности организации;
- организационную структуру;
- особенности кадровой политики;
- расположение предприятия (например, если это мегаполис, где есть метро, то рассмотреть в программе ГО возможные опасные ситуации на данном виде транспорта).
Вместе с программой необходимо утвердить форму журнала регистрации вводного инструктажа по гражданской обороне.
Действующим законодательством не закреплена ни обязательная, ни рекомендованная форма журнала регистрации вводного инструктажа по гражданской обороне. Поэтому вместе с программой необходимо утвердить форму журнала.
В журнале проведения вводного инструктажа по гражданской обороне фиксируются факты прохождения таких инструктажей и соответствующие даты. Обе стороны этого обязательного мероприятия проставляют свои подписи: кто проводит и в отношении кого проводят указанный инструктаж.
Журнал необходимо будет:
- пронумеровать;
- прошнуровать;
- опломбировать (при необходимости);
- заверить печатью организации (если есть) или штампом структурного подразделения (специалиста по ГО), ответственного за его ведение.
Как видно из текста Положения, программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне разрабатывают сами организации. И это понятно, так как организации имеет свою специфику производственной или иной деятельности, имеют разную численность работников, относятся к разным категориям по ГО и т.д. Понятно, что задачи атомной электростанции в области ГО будут отличаться от задач, стоящих перед небольшой организацией, не отнесенной к категории по ГО. Именно поэтому обязанность по разработке программы проведения вводного инструктажа по ГО и возложена на саму организацию, которая должна учитывать особенности своей деятельности, в том числе в особый период.
Обычно в организации издается приказ о проведении вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками. Указанным приказом утверждается лицо, ответственное за проведение инструктажа, место и время проведения инструктажа, программа вводного инструктажа и форма журнала регистрации инструктажа. Указанные документы предъявляются при проведении проверок проведения инструктажей контролирующими органами (образец приказа о проведении вводного инструктажа по гражданской обороне в организации представлен в приложении к статье).
Вводный инструктаж по ГО с вновь принятыми работниками обычно проводит уполномоченное лицо на решение задач в области ГО в организации, или иной работник, имеющий соответствующую подготовку в области ГО. Все решается руководителем организации (он же начальник ГО на своем объекте) в зависимости от количества поступающих на работу, величины организации, поставленных перед ней задач в области ГО, категории организации по ГО, наличия учебных классов и их материально-технического оснащения и других факторов. Возлагать указанные полномочия на специалистов служб охраны труда или кадровых работников организаций, не прошедших соответствующей подготовки в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций, нецелесообразно.
При отсутствии официально утвержденных методических материалов наступает разноголосица по вопросам организации вводного инструктажа по ГО. Некоторые считают, что его целесообразно проводить по аналогии с вводными инструктажами по охране труда и пожарной безопасности – в первый день после приема или даже до приема на работу (в процессе оформления документов), не откладывая на потом. Если его проводить просто для «галочки», то да. Ведь понятно, что смешать все в одну кучу и за полчаса изложить это поступающему на работу в виде инструктажа – это значит подойти к делу формально и не получить должного результата от такого «инструктажа». Хотя формально требование о проведении инструктажа будет соблюдено, поступающий распишется в журнале проведения вводного инструктажа и дело будет сделано. Поэтому недаром в Постановлении Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 (ред. от 19.04.2017)
"Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" обозначены сроки проведения вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками - в течение первого месяца их работы. Кроме того, если не торопиться, можно проводить инструктаж с группой поступивших на работу, что поможет не только сэкономить время, но и провести инструктаж на более высоком уровне. Но не забывайте о сроках – в течение первого месяца их работы, иначе это будет нарушением законодательства о ГО.
В перечень тем, включаемых в инструктаж по ГО, должны включаться наиболее важные и актуальные вопросы ГО. При этом нецелесообразно знакомить вновь принимаемого работника с нормативно-правовой базой всех уровней в сфере ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций. При формировании тем вводного инструктажа необходимо исходить из того, что вновь принимаемый работник должен быть готов к осуществлению минимума необходимых действий ГО:
- понимать необходимость применения средств индивидуальной и коллективной защиты при различных опасностях мирного и военного времени;
- уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД), находящимися в организации;
- уметь адекватно и грамотно реагировать на сигналы и информационные сообщения ГО;
- знать порядок своих действий при проведении эвакуационных мероприятий в организации и на территории муниципального образования.
Инструктаж должен носить практическую направленность и содержать конкретные данные и сведения, необходимые работнику в случае выполнения мероприятий ГО в организации или муниципальном образовании (вопросы индивидуальной и коллективной защиты, эвакуации).
В дальнейшем вновь принятый работник включается в систему подготовки в области ГО и защите от чрезвычайных ситуаций, реализуемой в организации через ежегодно проводимое курсовое обучение работающего населения.
Организация проведения вводного инструктажа
Место проведения вводного инструктажа по ГО должно быть оснащено необходимыми документами, графическими и мультимедийными продуктами. В организациях, имеющих уголки (классы) ГО, следует рассмотреть вариант проведения вводного инструктажа в этих помещениях.
При проведении инструктажа в устной форме, он проводится в форме беседы. Для лучшего усвоения содержания инструктажа возможно использование плакатов по вопросам ГО.
При необходимости можно провести инструктаж с несколькими работниками, т.е. допустимо проведение группового вводного инструктажа.
В ходе проведения вводного инструктажа рекомендуется провести подгон средства индивидуальной защиты органов дыхания работника, ознакомить его с правилами ношения и применения СИЗОД. Инструктируемый должен записать (запомнить) полученные данные о параметрах, подходящего ему по анатомическим параметрам СИЗОД, и впоследствии знать их наизусть.
Вопросы, связанные с местами дислокации защитных сооружений ГО и сборных эвакуационных пунктов, отражаются в соответствии с документами объекта и муниципального образования, с учетом степени открытости распространяемых сведений.
Проведение вводного инструктажа рекомендуется завершить проведением собеседования, с определением уровня усвоения инструктируемым содержания инструктажа. С этой целью рекомендуется заранее разработать перечень вопросов для итогового собеседования. Инструктирующий должен быть готов ответить на возникшие вопросы инструктируемого, поэтому обладание необходимым объемом знаний по специфике инструктажа обязателен.
Проведение инструктажа закрепляется подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующем журнале. Рекомендуется предусмотреть отражение даты проведения вводного инструктажа по ГО в документах кадрового учета организации.
Приложение
к статье
ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О ПРОВЕДЕНИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
(наименование организации)
О проведении вводного инструктажа по гражданской обороне
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (ред. 19.04.2017) "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" приказываю:
1. Вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принимаемыми работниками проводить в течение первого месяца их работы, с записью в журнале учета инструктажей по гражданской обороне.
2. Утвердить:
- 2.1. Программу вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками (наименование организации), в соответствии с приложением N 1.
- 2.2. Форму журнала учета проведения вводного инструктажа по гражданской обороне, в соответствии с приложением N 2.
3. Назначить ответственным за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками ______ (должность, Ф.И.О.).
При наличии структурных подразделений отдельным пунктом указываются ответственные за проведение инструктажа в подразделениях.
4. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Приложение N 1
к приказу
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ГО В ОРГАНИЗАЦИИ
п\п |
Наименование вопроса |
Время изучения темы (мин.) |
1. |
Основные требования нормативно-правовых актов в области ГО и защиты от ЧС. |
5 |
2. |
Структура ГО организации. |
5 |
3. |
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, характерных для данной местности, и возможное воздействие их негативных и поражающих факторов. |
5 |
4. |
Индивидуальные и коллективные средства защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или чрезвычайных ситуациях. Порядок их использования. Ближайшие защитные сооружения и порядок их использования. |
15 |
5. |
Организация оповещения работников организации при приведении ГО в готовность. |
5 |
6. |
Порядок действий работников организации по сигналу оповещения "Внимание всем!" и при получении информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге. |
5 |
7. |
Общее понятие об эвакуации и порядок ее осуществления. Особенности проведения эвакуационных мероприятий в организации. |
10 |
8. |
Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
5 |
9. |
Заключительное собеседование |
5 |
10. |
Всего времени на проведение инструктажа (мин.) |
60 |
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ С ВНОВЬ ПРИНИМАЕМЫМИ РАБОТНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Вопрос N 1. Требования нормативно-правовых актов в области ГО и защиты от ЧС
Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документов и документов организации в области ГО и защиты от ЧС.
Вопрос N 2. Структура ГО организации
Направление деятельности учреждения, ее назначение и функции. Структура и задачи системы ГО и РСЧС учреждения. Права, обязанности, состав сил и средств ее подразделений и формирований.
Вопрос N 3. Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, характерных для субъекта РФ и муниципального образования, и возможное воздействие их негативных и поражающих факторов
Опасности военного характера и присущие им особенности. Средства поражения, воздействие их поражающих факторов на людей. ЧС природного характера, характерные для субъекта РФ и муниципального образования, их возможные последствия и основные поражающие факторы. ЧС техногенного характера, характерные для субъекта РФ и муниципального образования, их возможные последствия и основные поражающие факторы.
Вопрос N 4. Индивидуальные и коллективные средства защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или чрезвычайных ситуациях. Порядок их использования. Ближайшие защитные сооружения
Индивидуальные и коллективные средства защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или чрезвычайных ситуациях. Порядок их использования. Ближайшие защитные сооружения и порядок их использования. Правила поведения при пребывании в защитных сооружениях.
Ближайшие защитные сооружения и порядок их использования. Правила поведения при пребывании в защитных сооружениях.
Вопрос N 5. Организация оповещения работников организации при приведении ГО в готовность
Силы и средства, используемые для организации и осуществления оповещения при приведении ГО в готовность. Организация оповещения руководящего состава и работников организации в рабочее и нерабочее время. Доведение распоряжений (команд) в ходе выполнения мероприятий защиты (на маршрутах эвакуации, в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ).
Вопрос N 6. Порядок действий населения по сигналу оповещения "Внимание всем!" и при получении информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге
Назначение и способы подачи сигнала "Внимание всем!". Особенности информационных сообщений об угрозе и возникновении ЧС, радиационной опасности, воздушной и химической тревоге. Порядок действий населения при получении сигнала "Внимание всем!" и информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге.
Вопрос N 7. Общее понятие об эвакуации и порядок ее осуществления. Особенности проведения эвакуационных мероприятий в организации
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
Зоны возможных опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций и при угрозе и возникновении военных конфликтов.
Особенности проведения эвакуационных мероприятий в организации.
Вопрос N 8. Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС
Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативно-правовыми актами в данной области. Ответственность за их неисполнение.
9. Заключительное собеседование
В процессе заключительного собеседования с инструктируемым проводится беседа, направленная на определение уровня усвоения содержания вводного инструктажа; дополнительно разъясняется содержание инструктажа, вызвавшее дополнительные вопросы инструктируемого.
Приложение N 2
к приказу
УЧЕТА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНЫХ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Начат ___________ 201___ г.
Окончен _________ 201___ г.
Следующие страницы
Дата проведения инструктажа |
Ф.И.О. инструктируемого |
Год рождения |
Должность инструктируемого |
Ф.И.О. инструктирующего |
Подпись |
|
Инструктируемого |
Инструктирующего |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|