В 2012 году Российская Федерация утвердила Конвенцию «О правах инвалидов» . В связи с этим в 2013 году были внесены изменения в некоторые законодательные акты, регулирующие труд инвалидов. Изменениями внесены новые правила для организаций по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, правила информирования о таких рабочих местах органов центра занятости населения, а также увеличены штрафные санкции за нарушение прав инвалидов в сфере трудовых отношений. Рассмотрим подробнее, как осуществляется трудоустройство граждан-инвалидов, какими льготами могут воспользоваться работодатели, применяющие труд инвалидов и какими правами наделены работники-инвалиды. Итак, труд инвалидов регулируется отдельными положениями , и Федеральным законом от 19.04.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ).
Квота при приеме на работу
В соответствии со ст. 21 Закона №181-ФЗ субъекты Российской Федерации устанавливают квоты для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников – для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, и не выше 3% среднесписочной численности работников – для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек. Обращаю ваше внимание на то, что в среднесписочную численность работников не включаются те работники, которые трудятся на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда. На организации, численность работников которых не превышает 35 человек и на организации, созданные общественными объединениями инвалидов, квотирование рабочих мест для инвалидов не распространяется. При этом, уставный капитал организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, должен состоять из вкладов этих объединений. Таким образом, законом установлены минимальные и максимальные пределы квотирования рабочих мест для инвалидов. Право определять количество квот конкретного субъекта Российской Федерации дано самому субъекту.
Так, например, в Калужской области принят Закон «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области». Этим Законом квота установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников с округлением в большую сторону как для работодателей, численность работников которых более 100 человек так и для работодателей, численность работников которых не менее 35 человек и не более 100 человек.
В Санкт-Петербурге размер квоты установлен Законом «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» и составляет 2,5% к среднесписочной численности работников.
Так что же такое квота? Закон №181-ФЗ не раскрывает такого понятия. Определение квоты приводится в законодательстве субъектов Российской Федерации о квотировании. Квота - минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать или выделить для трудоустройства инвалидов, включая количество рабочих мест работодателя, на которых уже работают граждане указанной категории. Кроме того, были внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон №1032-1).
Так, работодатели теперь обязаны предоставлять информацию в органы центра занятости населения не только о созданных рабочих местах для приема на работу инвалидов в соответствии с квотой, но также и информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Обратите внимание, форма локального нормативного акта не установлена на законодательном уровне, поэтому работодатели вправе сами ее разработать. Это может быть отдельный приказ по предприятию или положение о квотировании и создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона №1032-1 работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, о рабочих местах, которые были созданы для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.
Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Согласно ст. 22 Закона 181-ФЗ работодатели должны создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Правом устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов наделены органы исполнительной власти субъектов РФ. Специальные рабочие места устанавливаются для организаций в пределах квоты для приема на работу инвалидов.
Кроме того, на региональном уровне могут быть приняты нормативные акты, позволяющие также компенсировать часть расходов, понесенных работодателями, для которых устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Например, в соответствии со ст. 3 Закона Калужской области «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области» работодателям из средств областного бюджета предоставляются субсидии на каждого трудоустроенного инвалида на возмещение расходов по оплате труда инвалидов в случае трудоустройства инвалидов на созданные для них рабочие места сверх установленной квоты в размере установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда в месяц, но не более чем за 6 месяцев.
Оформление приема на работу инвалида
Особых правил для оформления приема на работу инвалидов не существует. Они принимаются на общих основаниях. Исключение составляет только оформление трудового договора, так как в нем необходимо прописать все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для граждан данной категории.
При трудоустройстве работник обязан представить документы, перечень которых поименован в ст. 65 Трудового кодекса РФ. Перечень следующий:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с , иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Запрашивание каких-либо иных документов кодексом запрещено. Как видите, такой документ, как справка об инвалидности, в этом перечне отсутствует. Значит, работодатель не вправе запрашивать ее у работника. Работник имеет право на свое усмотрение представить данный документ или не делать этого.
Но как быть в таком случае работодателю, ведь он обязан выполнять рекомендации к труду, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Если работа, на которую принимается работник-инвалид, требует предварительного медицинского освидетельствования кандидата, то этот вопрос отпадает. Если же проходить предварительный медосмотр не требуется, работодатель не несет ответственности за работника-инвалида, не представившего справку об инвалидности.
Работника необходимо ознакомить с внутренними нормативными актами организации, которые касаются его должности, провести вводный инструктаж при приеме на работу до подписания трудового договора. Затем издается приказ о приеме на работу, который доводится до работника под роспись не позднее трех дней с фактической даты начала работы. Работнику-инвалиду можно установить испытательный срок.
Трудовые гарантии работникам-инвалидам
Работники-инвалиды – это особая категория работников, которым, в силу того, что они ограничены в своих возможностях, необходимы повышенные социально-трудовые гарантии.
Гарантии установлены в и Законе №181-ФЗ. Так, согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю.
Обратите внимание! Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда. Она должна осуществляться в полном объеме как за 40 часов. Об этом сказано в ст. 23 Закона 181-ФЗ. Таким образом, если инвалиду установлен оклад, то за отработанную им сокращенную норму рабочего времени за месяц ему выплачивается полный оклад.
Если инвалиду установлена часовая тарифная ставка, то размер этой ставки необходимо увеличить на коэффициент 1,143 (40 часов : 35 часов). Кроме того, если ИПР инвалида III группы рекомендовано сократить рабочее время до 35 часов в неделю и при этом сохранить полную оплату труда, то работодатель обязан выполнять рекомендации программы.
А вот ст. 94 ТК РФ устанавливает сокращенную продолжительность ежедневной работы или смены для инвалидов всех групп. Продолжительность ежедневной работы в данном случае устанавливается в соответствии с медицинским заключением (как правило, устанавливается в ИПР инвалида).
Отработанное сокращенное рабочее время инвалидом отображается в табеле учета рабочего времени. В табеле необходимо проставлять буквенный код «ЛЧ» или цифровой код «21» - сокращенная продолжительность рабочего времени.
Привлечение работников-инвалидов к работе ночное время (ст. 96), к сверхурочной работе (ст. 98 ТК РФ), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Кроме того, работодатель обязан соблюсти процедуру привлечения этой категории работников к вышеперечисленным работам. Инвалиды должны быть ознакомлены письменно и под роспись (с указанием статей ) с правом отказаться от таких работ.
Как и всем работникам, инвалидам также полагается ежегодный оплачиваемый отпуск. Только им положен удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Данная гарантия установлена в ст. 23 Закона 181-ФЗ. Работникам-инвалидам также положен отпуск без сохранения заработной платы в связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами. Продолжительность такого отпуска составляет 60 календарных дней.
Налоговые вычеты для инвалидов
Инвалиды I и II группы, а также инвалиды с детства имеют право на стандартные налоговые вычеты по НДФЛ в размере 500 рублей (абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). Об этом должен знать каждый бухгалтер. Этот вычет предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета на детей. Кроме того, не удерживается НДФЛ из сумм, направленных работодателем на оплату средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, приобретение и содержание собак-проводников (п. 22 ст. 217 НК РФ).
Также не облагается НДФЛ сумма материальной помощи в размере 4000 рублей, оказываемой работодателем своим бывшим работникам-инвалидам, вышедшим на пенсию, возмещение стоимости медикаментов в пределах 4000 рублей. Для освобождения от налога необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы на приобретение медикаментов.
Плюсы трудоустройства инвалидов для организации
В России много предприятий, на которых работают инвалиды. Государство, дабы увеличить возможности инвалидов в трудоустройстве, устанавливает данным предприятиям льготы по уплате налогов и страховых взносов. Но, скажем честно, эти льготы, во-первых, ограничены, а, во-вторых, не очень существенны для предприятий. Рассмотрим льготы, на которые вправе рассчитывать организации, подробнее.
НДС
Так, согласно пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от уплаты НДС операции по реализации товаров, работ и услуг, производимые, в частности:
- общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
- учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Как видите, данная льгота установлена только для общественных организаций инвалидов и организаций, в которых они участвуют.
Налог на прибыль
В соответствии с пп. 38 ст. 264 НК РФ предприятия при расчете налога на прибыль могут учитывать расходы, направленные на социальную защиту работников с ограниченными возможностями. И опять-таки, данные расходы могут учитывать только те предприятия, на которых работает пятьдесят процентов работников-инвалидов от штатной численности сотрудников, и, к тому же, расходы по заработной плате инвалидов должны составлять не менее двадцати пяти процентов от общего фонда оплаты труда.
Налог на имущество и земельный налог
Организации, в которых работаю инвалиды, не обязаны платить налог на имущество (п. 3 ст. 381 НК РФ) и земельный налог (п. 5 ст. 395 НК РФ), если данное имущество и земельные участки используются для производства или реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота распространяется только на те организации, которые указаны выше (в разделе НДС).
Социальное страхование
А вот применять пониженные страховые тарифы по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС вправе организации любой формы собственности, на которых работают инвалиды. В 2014 году установлены следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для организаций, которые производят оплату труда и иное вознаграждение инвалидам:
ПФР – 21 %;
ФФОМС – 3,7%;
ФСС – 2,4%.
Меры ответственности работодателей
В 2013 году внесены изменения в ряд законодательных актов, касающихся труда инвалидов. Законодатель увеличил штрафные санкции за нарушение прав инвалидов в области трудовых отношений, а также увеличил меру ответственности. Так, согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.