Обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов

508
Логотип SpecLook
промышленная безопасность

охрана труда тесно взаимосвязаны, так как обеспечивают сохранение здоровья и безопасности работников. Основная цель промышленной безопасности — предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах (ОПО), т.е. разрушений сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Основная цель охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников.
В жизни вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может быть причинен без аварий.

Работа на объектах повышенной опасности связана с риском для человека. На таких предприятиях необходимо применять меры, для предотвращения несчастных случаев и уменьшение их последствий.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов защищает человека от возможных рисков. С момента разработки проекта до полного прекращения работы, соблюдение этих условий спасает от нежелательных ситуаций.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза ПБ проводится с целью определения соответствия объекта ЭПБ предъявляемым к нему требованиям ПБ и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Техническое устройство, применяемое на ОПО, подлежит ЭПБ.

Порядок проведения ЭПБ устанавливается приказом Ростехнадзора № 538.

Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

  • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями ЭПБ.

В соответствии с федеральным законом № 99-ФЗ, экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на проведение ЭПБ, за счет средств заказчика (организации, эксплуатирующей ОПО) на основании договора.

Приказом руководителя организации, проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов.

В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения ЭПБ и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

Срок проведения ЭПБ определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика ЭПБ комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение ЭПБ. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.

Организации, имеющей лицензию на проведение ЭПБ, запрещается проводить данную ЭПБ в отношении ОПО, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими ОПО.

Экспертная организация приступает к проведению экспертизы:

  • после предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых документов;
  • после предоставления образцов ТУ либо обеспечения доступа экспертов к ТУ, зданиям и сооружениям, применяемым на ОПО, при этом заказчик обязан предоставить доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к ТУ, применяемым на ОПО, зданиям и сооружениям ОПО, в отношении которых проводится экспертиза.
Важно понимать, что согласно «Правилам проведения экспертизы ПБ», ответственность за качество и результаты работы привлекаемых (подрядных) организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

Результатом проведения ЭПБ является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей ЭПБ, и экспертами, участвовавшими в проведении ЭПБ, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

Заключение ЭПБ может содержать один из нижеприведенных выводов:

  • объект экспертизы соответствует требованиям ПБ;
  • объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям ПБ и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении ТУ либо зданий и сооружений;
  • объект экспертизы не соответствует требованиям ПБ.

По результатам проведения экспертизы декларации ПБ в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

  • об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
  • о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
  • о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможности выхода поражающих факторов этих аварий за границу ОПО, а также о возможных последствиях воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
  • о достаточности мер предотвращения проникновения на ОПО посторонних лиц.
 

При проведении экспертизы обоснования безопасности ОПО или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

  • оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
  • оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области ПБ;
  • оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
  • оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации ОПО в обосновании безопасности;
  • оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации ОПО, установленных в обосновании безопасности.

Заключение экспертизы обоснования безопасности ОПО содержит один из следующих выводов:

  • обоснование безопасности ОПО объекта соответствует требованиям ПБ;
  • обоснование безопасности ОПО не соответствует требованиям ПБ.
Заключение ЭПБ представляется заказчиком в Ростехнадзор для внесения в реестр заключений ЭПБ.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов

В соответствии со статьей 9 федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  • соблюдать положения федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов президента РФ, нормативных правовых актов правительства РФ, а также ФНП;
  • соблюдать требования обоснования безопасности ОПО;
  • обеспечивать безопасность опытного применения ТУ на ОПО;
  • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области ПБ, подлежащего лицензированию;
  • уведомлять Ростехнадзор о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством РФ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);
  • обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области ПБ;
  • иметь на ОПО нормативные правовые акты, устанавливающие требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований ПБ;
  • создать систему управления промышленной безопасностью (далее – СУПБ) и обеспечивать ее функционирование (в случае эксплуатации ОПО I, II классов опасности);
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечивать проведение ЭПБ зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и ТУ, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию Ростехнадзора;
  • предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;
  • обеспечивать выполнение требований ПБ к хранению опасных веществ;
  • разрабатывать декларацию ПБ (в случае эксплуатации ОПО I, II классов опасности);
  • заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • выполнять указания, распоряжения и предписания Ростехнадзора, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
  • приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на ОПО, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  • анализировать причины возникновения инцидента на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  • своевременно информировать в установленном порядке Ростехнадзор, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО;
  • вести учет аварий и инцидентов на ОПО;
  • представлять в Ростехнадзор или его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники ОПО обязаны:

  • соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий в случае аварии или инцидента на ОПО;
  • проходить подготовку и аттестацию в области ПБ;
  • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или других должностных лиц об аварии или инциденте на ОПО;
  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на ОПО;
  • участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.

Готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах

Для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Порядок разработки Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (далее – План мероприятий) и требования к его содержанию установлены постановлением правительства РФ № 730.
  • иметь заключенный и действующий договор на обслуживание ОПО с профессиональным аварийно-спасательным формированием. Предметом такого договора является оказание услуг по обеспечению постоянной готовности сил и средств профессионального аварийно-спасательного формирования, предназначенного для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, аварийными выбросами в окружающую среду взрывоопасных и химически опасных веществ на ОПО организации, с которой заключен договор. В некоторых случаях, установленных законодательством, в дополнение к заключенному и действующему договору на обслуживание ОПО с профессиональным аварийно-спасательным формированием, организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны из числа собственных работников создавать нештатные аварийно-спасательные формирования;
  • на ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, создавать и содержать в постоянной готовности вспомогательные горноспасательные команды;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий спасателей в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

Организация, эксплуатирующая ОПО I, II и III классов опасности, зарегистрированных в государственном реестре ОПО, обязана обеспечить постоянную готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. С этой целью в организации должен быть разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

План мероприятий состоит из двух разделов:

  • общий раздел должен содержать характеристику ОПО, прогноз аварий и их последствий.
  • специальный раздел, который разрабатывается на основе приведенной в общем разделе информации, должен содержать порядок действий в случае аварии на ОПО.

В Плане мероприятий указывается:

  • прогноз возникновения и развития аварий на ОПО, а также места, где, по прогнозу, возможно возникновение аварий;
  • виды аварий и травм на объектах, для которых разрабатывается План мероприятий;
  • достаточное количество, порядок организации взаимодействия, состав и дислокация, порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
  • необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
  • порядок организации управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
  • система взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
  • первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
  • действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб(формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
  • мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
  • организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

План мероприятий должен быть пересмотрен:

1) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего Плана мероприятий;

2) не позднее 1 месяца после:

  • реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
  • внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований ПБ на объекте методики (методы) измерений, а также в случае изменения типа средств измерений;
  • внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
  • ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;

3) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

4) по предписанию Ростехнадзора в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области ПБ (плановая, внеплановая проверки), или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

План мероприятий утверждается руководителем (заместителями руководителя) организации, эксплуатирующей ОПО, и согласовывается с руководителем профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключены договоры на обслуживание ОПО.

Сроки действия планов мероприятий

 

image 18

image 19

 
 
 
Поделитсья