Лицензирование перевозочной деятельности на автомобильном транспорте

2886
Логотип SpecLook
Лицензирование перевозок на автомобильном транспорте

Лицензирование перевозочной деятельности на автомобильном транспорте

Лицензия представляет собой официальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Процесс лицензирования на автомобильном транспорте является мерой защиты государства и граждан от возможных негативных последствий коммерческой деятельности предпринимателей, служит одним из видов государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, необходим для соблюдения требований безопасной эксплуатации автотранспортных средств и экологических норм.

Отметим следующие ключевые понятия и определения, необходимые для понимания процедур лицензирования.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении требований и условий, выданное юридическому лицу или предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, регулированием, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании отдельных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законом.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования в РФ являются:

  • защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • гласность и открытость лицензирования;  соблюдение законности при осуществлении лицензирования.Лицензирование регулируется нормативными актами федерального, регионального и местного уровня.

В 1990 г. вместе с образованием единого Министерства транспорта Российской Федерации, объединившим автомобильный транспорт, гражданскую авиацию, водные виды транспорта и дорожное хозяйство, Правительство России принимает решение о необходимости введения лицензирования деятельности на автомобильном транспорте (Постановление от 26.02.1992г. No118), что позволило создать систему государственного регулирования данной сферы деятельности.

Во исполнение данного постановления ряд министерств, в т.ч. Минтранс России, разработали положения о лицензировании видов отдельных видов деятельности, относящихся к их компетенции. В дальнейшем эти постановления и ведомственные приказы неоднократно подвергались изменениям, доработке и редактированию.

В настоящее время обязательному лицензированию подлежат только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), деятельность, связанная с транспортно-экспедиционным обслуживанием, лицензированию не подлежит.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 4 мая 2011 г. No 99-ФЗ (в ред. от 14 октября 2014 г. No 307-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании);
  • Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 No 280, с изм. и дополнениями от 26 ноября 2013 г., далее - Положение;
  • Приказом Минтранса России от 29.04.2013 No 144 (в ред. от 23.07.2014) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения соб-ственных нужд юридического лица или индивидуального предприни-мателя)», далее – Регламент.
 

Порядок получения лицензии включает несколько этапов:

  1. Заполнение формы заявления о выдаче лицензии
  2. Подготовка прилагаемых к заявлению документов
  3. Представление документов в лицензирующий орган
  4. Проверка лицензирующим органом соответствия соискателя лицензионным требованиям

Получение лицензии

1. Заполнение формы заявления о выдаче лицензии

Форма заявления о предоставлении лицензии для юридических лиц приведена в Приложении No 2 к Регламенту, для индивидуальных предпринимателей - в Приложении No 3. Перечень сведений, которые должны указываться в заявлении, установлен в ч. 1 ст. 13 Закона о ли-цензировании.

Расхождения между утвержденной формой заявления и требованиями Закона о лицензировании приведены ниже.

В формах заявления, предназначенных для соискателей - юридических лиц и соискателей - индивидуальных предпринимателей, указываются:

  • Ф.И.О. начальника лицензирующего органа - управления Госавтодорнадзора по соответствующему субъекту РФ.
  • Адреса и телефоны управлений Госавтодорнадзора по субъектам РФ, а также Ф.И.О. начальника соответствующего управления можно узнать на сайте Ространснадзора www.rostransnadzor.ru;
  • полное, сокращенное (если имеется) и фирменное наименования юридического лица, организационно-правовая форма.

Индивидуальные предприниматели указывают фамилию, имя и отчество (если имеется), данные документа, удостоверяющего личность (наименование документа, серия, номер, когда, кем выдан);

  • юридический адрес (индекс, субъект РФ, город, улица, дом, офис).

Организации, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о лицензировании, должны указать в заявлении адрес места нахождения юридического лица.

Индивидуальные предприниматели заполняют графу «адрес регистрации» (индекс, субъект РФ, город, улица, дом, квартира);

  • фактический адрес нахождения организации (индекс, субъект РФ, город, улица, дом, квартира) и места жительства индивидуального предпринимателя (индекс, субъект РФ, город, улица, дом, квартира);
  • телефон (с указанием кода города), факс, адрес электронной почты. Указание номера факса заявителя в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона о лицензировании необязательно;
  • ОГРН. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о лицензирова-нии индивидуальные предприниматели должны указывать ОГРНИП;
  •  данные свидетельства о государственной регистрации.

Для юридических лиц таким документом является Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма No Р51003). Для индивидуальных предпринимателей данным документом является Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма No Р61003).

  • ИНН соискател
  • данные свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  • виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

На заявлении проставляется оттиск печати (индивидуальный предприниматель проставляет ее лишь в случае наличия).

Далее в форме заявления приводятся реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт ее уплаты.

Кроме того, необходимо указать реквизиты документов, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также наименование органа (организации), выдавшего документ, дату и номер этого документа. В данной графе приводятся реквизиты документов из перечня, на которые распространяется требование п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона No 210-ФЗ, т.е. реквизиты документов, на-ходящихся в распоряжении органов, предоставляющих государствен-ные и муниципальные услуги.Частью 2 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 21 Регламента предусмотрено право соискателя указать в заявлении просьбу о направлении ему информации по вопросам лицензирования в электронной форме.

2. Подготовка прилагаемых к заявлению документов

К заявлению о предоставлении лицензии должны прилагаться следующие документы (ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 6 Положе-ния, п. 20.1 Регламента):

  1. копии учредительных документов, засвидетельствованные в нотариальном порядке, - для юридического лица (п. 1 ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании, пп. 2 п. 20.1 Регламента);
  2. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств и талонов о прохождении технического осмотра (пп. «а» п. 6 Положения, пп. 3 п. 20.1 Регламента);

Дополнительная информация о документах, подтверждающих наличие транспортных средств и их регистрацию:

  1. Право собственности на транспортное средство или иное законное основание его использования подтверждает договор (купли-продажи, лизинга, аренды и т.п.). Развернутый перечень документов, которые могут удостоверять право собственности на транспортное средство, приведен в пп. 15.5 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 No 605)
  2. Государственную регистрацию транспортного средства подтверждает свидетельство о его регистрации либо выданный до введения таких свидетельств технический паспорт (технический талон), если не была проведена его замена (п. 7 Правил регистрации автомо-тотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России - Приложение No 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 No 1001).
  3. Также в силу прямого указания пп. «а» п. 6 Положения в ли-цензирующий орган необходимо представить копии паспортов транспортных средств и талонов о прохождении техосмотра.

3) копии следующих документов (пп. «б» п. 6 Положения, пп. 4 п. 20.1 Регламента):

  • подтверждающих наличие у соискателя на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (если права зарегистрированы, представляются сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления техниче-ского обслуживания и ремонта транспортных средств, либо договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
 

Дополнительная информация о документах (сведениях), представляемых соискателем в отношении имеющихся у него помещений и оборудования при самостоятельном осуществлении техобслуживания и ремонта транспортных средствСогласно пп. «б» п. 6 Положения соискатель лицензии должен представить:

1. Сведения о помещениях, предназначенных для ремонта и техобслуживания транспортных средств, - если права на эти помещения зарегистрированы в ЕГРП.Право собственности и другие вещные права на недвижимость (в частности, право хозяйственного ведения и оперативного управления) должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 No 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон No 122-ФЗ)).

Следовательно, если помещения для ремонта и техобслуживания транспортных средств принадлежат соискателю на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), по общему правилу он должен представить в лицензирующий орган сведения о данных помещениях.

2. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя на праве собственности или законном основании помещений, предназначенных для ремонта и техобслуживания транспортных средств, - если указанные права не зарегистрированы в ЕГРП.

Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона No 122-ФЗ, т.е. до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации(п. 1 ст. 6 Закона No 122-ФЗ).

Такие права могут быть удостоверены договором купли-продажи зданий, помещений, актом о закреплении за организацией имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключенными до 31 января 1998 г.

Кроме того, помещения могут находиться у заявителя на ином праве (аренды, субаренды, безвозмездного пользования).

Подтверждающими документами в этом случае будут являться соответствующие договоры.

3. Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования для осуществления ремонта и техобслуживания транспортных средств.

4. Копии документов, подтверждающих соответствие помещений и оборудования, используемых для ремонта и техобслуживания транс-портных средств, установленным требованиям.

4) копии следующих документов (пп. «в» п. 6 Положения, пп. 5 п. 20.1 Регламента):

  • диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» либо- договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

В случае если представляется копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем на оказание услуг по проведению медосмотров водителей соискателя, рекомендуем приложить к нему копию лицензии на медицинскую деятельность, выданной организации или предпринимателю, оказывающим данные услуги. Лицензия должна включать такой вид работ (услуг), как проведение предрейсовых медицинских осмотров;

5) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя и прохождение ими медицинского освидетельствования (пп. «г» п. 6 Положения, пп. 6 п. 20.1 Регламента);

Дополнительная информация о документах, подтверждающих квалификацию и стаж водителей, а также прохождение ими медицинского освидетельствования:

  1. Квалификацию водителя подтверждает водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графе «D» (право на управление автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя).
  2. Стаж работы водителя подтверждает трудовая книжка.
  3. Прохождение медицинского освидетельствования должно подтверждаться медицинским заключением о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 No 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), согласно которому водитель годен к управлению транспортными средствами категории D.

Форма такого заключения должна быть утверждена Минздравом России (п. 7 ст. 23 упомянутого Закона).

 

На сегодняшний день прохождение медицинского освидетельствования подтверждается справкой, выданной по форме, утвержденной Приказом Mинздравсоцразвития России от 28.09.2010 No 831н.Опись документов (п. 4 ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании, пп. 7 п. 20.1 Регламента).

Утвержденной формы описи документов нет, следовательно, она может быть произвольной. В то же время в п. 63 Регламента указаны сведения, которые должны быть отражены в описи:

  • организационно-правовая форма и наименование юридиче-ского лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя);
  • вид работ;
  • наименование представленного документа;
  • количество листов.

Опись должна быть подписана руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и заверена печатью.

С 1 января 2015 г. размер госпошлины составит 7500 руб. (ст. 1 Фе-дерального закона от 21.07.2014 No 221-ФЗ).

Следует учитывать, что при обращении за совершением юридически значимых действий госпошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий (пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Подтверждением того, что госпошлина уплачена, при безналичных расчетах служит платежное поручение с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов) о его исполнении (абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

При наличных расчетах через банк подтверждающим документом является квитанция.

3. Представление документов в лицензирующий орган

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему до-кументы представляются соискателем лицензии в лицензирующий ор-ган непосредственно или направляются заказным почтовым отправле-нием с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 57 Регламента).

На практике, если документы непосредственно подаются предста-вителем организации или индивидуального предпринимателя, лицен-зирующий орган может потребовать от подающего документы лица предъявления доверенности.

В случае обращения с заявлением в надлежащий территориальный орган представленные документы принимаются лицензирующим ор-ганом по описи, копия которой с отметкой о дате приема в этот же день вручается соискателю лицензии либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 7 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 62 Регламента).

Последствия представления неполного комплекта документов или неправильно заполненного заявления

Если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением установленных требований или прилагаемые к заявлению документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня приема заявления вручает соискателю уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений (представления отсутствующих документов) или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 8 ст. 13 Закона о лицензировании, абз. 2 пп. 1 п. 13 Регламента).

После представления правильно оформленного заявления (недостающих документов) лицензирующий орган в течение трех рабочих дней принимает одно из следующих решений (ч. 9 ст. 13 Закона о лицензировании, абз. 4 пп. 1 п. 13 Регламента):

  • о рассмотрении заявления и прилагаемых документов;
  • о возврате заявления и прилагаемых документов с мотивированным обоснованием причин возврата, если повторно представлен-ные заявление и документы также не соответствуют установленным требованиям.

Если в тридцатидневный срок соискатель так и не представил пра-вильно оформленное заявление (полный комплект документов), ранее поданные им заявление и документы возвращаются (ч. 10 ст. 13 Закона о лицензировании, абз. 6 пп. 1 п. 13 Регламента).

Представление и получение при лицензировании документов в электронном виде.

С 1 июля 2012 г. (ч. 5 ст. 24 Закона о лицензировании) вступили в силу положения Закона о лицензировании, предусматривающие воз-можность представления и получения в процессе лицензирования документов в электронном виде.

 

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему доку-менты можно направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 57 Регламента). Также в электронном виде можно направлять заявление о переоформлении лицензии (ч. 4 ст. 18 За-кона о лицензировании), выдаче дубликата лицензии или копии лицензии (ч. 5 ст. 17 Закона о лицензировании).

Заявитель вправе направить в лицензирующий орган документы в электронном виде с помощью информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе посредством Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru) и региональных порталов госуслуг, а также официальных сайтов лицензирующих органов (п. 9 Правил предоставления документов по вопро-сам лицензирования в форме электронных документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2012 No 722 (далее - Правила предоставления электронных документов)). При направлении указанных документов необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (п. 11 Правил предоставления электронных документов).

Правила ее использования при обращении за получением государственных и муниципальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 No 852.Если в заявлении о предоставлении лицензии указано на необходимость ее выдачи в форме электронного документа, то копия описи с отметкой о приеме заявления и прилагаемых к нему документов или же уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений (представления отсутствующих документов) направляется соискате-лю в форме электронного документа, подписанного электронной под-писью (ч. 11 ст. 13 Закона о лицензировании, абз. 3 пп. 1 п. 13, п. 62 Регламента). Такой же порядок применяется при приеме заявления о переоформлении лицензии (ч. 13 ст. 18 Закона о лицензировании, абз. 3 пп. 1 п. 14, п. 95 Регламента).

По просьбе соискателя, обозначенной в заявлении, лицензия или уведомление об отказе в ее предоставлении направляются в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 9 ст. 14 Закона о лицензировании, п. 80 Регламента).

В таком же порядке может направляться переоформленная лицензия или уведомление об отказе в ее переоформлении (ч. 20 ст. 18 Закона о лицензировании), дубликат лицензии или копия лицензии (ч. 6 ст. 17 Закона о лицензировании).Электронные документы по вопросам лицензирования направляются лицензирующим органом в личный кабинет заявителя на Едином портале госуслуг или по указанному им адресу электронной почты (п. 14 Правил предоставления электронных документов).

При оформлении документов лицензирующий орган должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (п. 16 Правил предоставления электронных документов).

4. Проверка лицензирующим органом соответствия соискателя лицензионным требованиям.После получения заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов лицензирующий орган осуществляет про-верку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (ч. 1 ст. 14 Закона о лицензировании).

К таким проверкам применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 No 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон No 294-ФЗ), с учетом установленных в ст. 19 Закона о лицензировании особенностей (ч. 1 ст. 19 Закона о лицензировании).

Лицензирующим органом проводятся (ч. 2 ст. 19 Закона о лицензи-ровании):

  • документарные проверки. Предметом документарной проверки являются содержащиеся в представленном заявлении и прилагаемых документах сведения в целях оценки их соответствия требованиям, предъявляемым к заявлению и документам, а также сведениям о соискателе, содержащимся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и иных федеральных информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона о лицензировании);
  • внеплановые выездные проверки. Предметом внеплановой выездной проверки являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления данной деятельности работников в целях оценки соответствия таких объ-ектов и работников лицензионным требованиям (ч. 5 ст. 19 Закона о лицензировании).

Все проверки осуществляются без согласования с органом проку-ратуры (ч. 2 ст. 19 Закона о лицензировании).

Срок проведения каждой из проверок (документальной и выездной) не может превышать 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона No 294-ФЗ). При этом общий срок проверок не может превышать срока, установленного для выдачи лицензии.

Основанием для проведения проверки соискателя является предоставление им в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии (ч. 3 ст. 19 Закона о лицензировании).

Таким образом, правила ст. 14 Закона No 294-ФЗ, согласно которым проверка должна проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа, в отношении проверок соис-кателя лицензии не применяются.

Порядок оформления результатов проверки установлен в ст. 16 Закона No 294-ФЗ, в соответствии с п. 1 данной статьи по результатам должен составляться акт проверки в двух экземплярах. Требования к его содержанию установлены в п. 2 ст. 16 Закона No 294-ФЗ. Типовая форма акта приведена в Приложении 3 к Приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 No 141.5.

Получение лицензии

В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов лицензирующий орган после проведения проверки достоверности содержащихся в них сведений (в том числе проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям) должен принять решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (ч. 1 ст. 14 Закона о лицензировании, п. 65 Регламента).

 

В случае если соискатель представил неполный комплект документов или заявление было оформлено с нарушениями требований, срок на принятие решения исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган полного комплекта документов (правильно оформленного заявления) (ч. 10 ст. 13 Закона о лицензировании, абз. 5 пп. 1 п. 13 Регламента).

Предоставление лицензии

Решение о предоставлении лицензии оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа, одновременно оформляется сама лицензия (ч. 2 и 3 ст. 14 Закона о лицензировании, п. п. 76, 77 Регламента). Приказ (распоряжение) и лицензия подписываются руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий (ч. 4 ст. 14 Закона о лицензирова-нии, п. 78 Регламента).

Требования к содержанию лицензии перечислены в ч. 1 ст. 15 Зако-на о лицензировании.

Лицензия оформляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 No 826 (ч. 2 ст. 15 Закона о лицензировании).

В течение трех рабочих дней после подписания и регистрации лицензии она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 14 Закона о лицензировании, п. 79 Регламента). О возможности получения лицензии в форме электронного документа см. в разделе материала о пред-ставлении документов в лицензирующий орган.

Отказ в предоставлении лицензии

К основаниям для отказа в предоставлении лицензии относятся:

  • наличие в представленных соискателем лицензии заявлении или прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (п. 1 ч. 7 ст. 14 Закона о лицензировании, пп. «а» п. 31 Регламента);
  • установленное в ходе проверки несоответствие соискателя ли-цензионным требованиям (п. 2 ч. 7 ст. 14 Закона о лицензировании, пп. «б» п. 31 Регламента).

Решение об отказе в предоставлении лицензии оформляется при-казом (распоряжением) лицензирующего органа (ч. 2 ст. 14 Закона о лицензировании, п. 76 Регламента). При этом соискателю лицензии направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (или в течение трех рабочих дней с момента принятия ре-шения вручается) уведомление об отказе в предоставлении лицензии.

Данное уведомление должно содержать мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, на основании которых принято решение об отказе.

Если же причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям, в уведомлении должны быть приведены реквизиты акта проверки (ч. 6 ст. 14 Закона о лицензировании, п. 72 Регламента).Последствия осуществления деятельности без лицензии.

Административная ответственность

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

  • для граждан - 50 000 руб.;
  • для должностных лиц - 50 000 руб.

При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

  • для индивидуальных предпринимателей - 100 000 руб.;
  • для юридических лиц - 400 000 руб.

Если данное правонарушение совершено повторно, за него настуает ответственность по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Санкции в таком случае составляют:

  • для граждан - штраф 50 000 руб. с конфискацией транспортного средства;
  • для должностных лиц - штраф 50 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей - штраф 100 000 руб. с конфискацией транспортного средства;
  • для юридических лиц - штраф 400 000 руб. с конфискацией транспортного средства (или административное приостановление де-ятельности на срок до 90 суток).

Уголовная ответственность

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

  • штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;
  • обязательных работ на срок до 480 часов;
  • ареста на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

  • возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, либо- перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

  • штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

За осуществление незаконной предпринимательской деятельности (в том числе без лицензии) к ответственности по ст. 171 УК РФ привлекается лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этой организации), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации (абз. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 No 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).

Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и инди-видуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенно-стей организации и проведения проверок, установленных Федераль-ным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Контрольно-надзорные функции в сфере лицензирования на автомобильном транспорте выполняет Управление государственного авто-мобильного и дорожного надзора (УГАДН), являющееся структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 

Поделитсья