Требования предъявляемые к водителям транспортных средств

34
Логотип SpecLook
Требования предъявляемые к водителям транспортных средств

Согласно Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» — водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством.

На первый взгляд, прием на работу водителей автомобилей, мероприятие простое и не всегда работодатели относятся к нему серьезно и ответственно. Но именно с этого начинается построение работы по безаварийной эксплуатации транспортных средств. И от того на сколько серьезно руководитель транспортного отдела и отдела кадров отнесутся к подбору водительского состава, на столько проще будет в будущем организовывать безопасную эксплуатацию транспортных средств. Поэтому не стоит полностью доверять подбор водителей отделу кадров, а наоборот нужно как можно активнее принимать в этом участие.

Далее мы рассмотрим последовательность действий при приеме на работу водителей.

Для начала необходимо с кандидатом в водители провести собеседование. Во время собеседования обязательно обращаем внимание на:

  • Наличие водительского удостоверение соответствующей категории;
  • Уровень образования;
  • Опыт работы.

Водительское удостоверение. Проверка наличия водительского удостоверения обязательное требование при приеме на работу водителя. Это прописано в пункте 5 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 года № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

Соответствие лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (далее — работники), трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами (далее — водители), требованию по наличию у них права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, установленного в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подтверждается водительским удостоверением.

В статье видим что приказ Минтранса ссылается на Статью 25 закона «О БДД». В пункте 13 этой статьи есть следующее:

  • Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Исходя из вышесказанного определяем что главное требование к водителю — наличие российского водительского удостоверения соответствующей категории, но есть исключения для определенный категорий лиц указанные в пункте 13 Статьи 25 закона «О БДД». Эти требования распространяются как на водителей организаций эксплуатирующих транспортные средства, так и на водителей организаций перевозчиков.

Образование. Требований к уровню образования водителей транспортных средств организаций эксплуатирующих ТС в законодательстве не предусмотрено. При желании работодатель самостоятельно может разработать и утвердить свои требования к уровню образования водителей, в этом случае требования должны быть внесены в должностную инструкцию водителя или лица допущенного к управлению транспортным средством. Что касается организаций перевозчиков то к водителям этих организаций предъявляются дополнительные требования изложенные в Приказе Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». При этом требования предъявляемые к водителям разбиты по категориям транспортных средств.

Опыт работы или стаж. Законодательно требования по стажу работы к водителям организаций эксплуатирующих транспорт не предъявляются. Но есть требования к некоторым категориям водителей организаций перевозчиков. Все эти требования описаны в приказе Минитранса РФ № 287, а именно:

Водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних трех календарных лет и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются;

К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку опасных грузов, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения;

К водителю управляющему тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, — наличие общего стажа (опыта) работы в качестве водителя не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории;

К водителю автомобиля, сопровождающего тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство, — наличие стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не менее одного года.

После собеседования с водителем, если он полностью устраивает работодателя, необходимо организовать обязательный предварительный медицинский осмотр.

Предварительный медицинский осмотр

В Статье 328 Трудового кодекса РФ сказано что перед трудоустройством все водители должны проходить обязательный предварительный медицинский осмотр:

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В данном случае Трудовой кодекс отсылает нас к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Также ссылка на Приказ 302н есть в пункте 6 Приказа Минтранса № 59:

В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В этом приказе подробно описана процедура проведения различных видов медосмотров, в том числе и предварительного (при приеме на работу) медосмотра и это мы рассмотрим в отдельной статье (см. статью «Медицинские осмотры водителей»). На данный момент нам необходимо знать следующее:

При приеме на работу водителей необходимо организовать обязательный предварительный медосмотр в медучреждении;

Медосмотр проводится за счет средств работодателя.

После приема на работу

Результаты собеседования заносятся в лист собеседования, который хранится в отделе кадров 5 лет. Не стоит забывать что после приема на работу водителя с ним необходимо провести инструктажи (см. статью «Инструктажи для водителей автомобилей»), и в некоторых случаях, с ним необходимо провести стажировку (см. статью «Стажировка водителей транспортных средств»).

При приеме на работу водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Приказа Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Информация с сайта: https://trans-otdel.ru

Поделитсья