Что будет со специальной оценкой условий труда в 2020 году?

34
Логотип SpecLook
Что будет со специальной оценкой условий труда в 2020 году?

С момента, когда аттестация рабочих мест была упразднена с 1 января 2014 года и ее сменила специальная оценка условий труда прошло уже 6 лет.

Как функционировала процедура СОУТ с 2014 по настоящее время?

Пять первых лет были отведены государством работодателям для того, чтобы они без спешки, поэтапно провели специальную оценку условий труда на своих рабочих местах и установили класс условий труда с целью определения необходимости улучшения условий труда своих работников.

Большинство работодателей первые 2–3 года существования специальной оценки условий труда вообще не придали ей никакого значения и только тогда, когда Минтруд и профсоюзы труда активно стали разъяснять необходимость обеспечения безопасных условий труда работников, работодатели стали проявлять к СОУТ интерес.

Когда отведенный государством пятилетний срок стал подходить к концу, Минтруд, проанализировав передаваемую информацию в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, результаты осуществления контрольно-надзорных функций Государственными инспекциями труда, пришел к выводу, что только около 30% всех зарегистрированных в России работодателей выполнили требования Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Массовая информационная компания о необходимости проведения специальной оценки условий труда в конце 2018 года, в том числе через информационно-консультационные системы для руководителей и бухгалтеров, в значительной мере способствовала увеличению числа работодателей, которые к окончанию 2018 — началу 2019 г.г. смогли завершить проведение специальной оценки условий труда. По оценкам Минтруда, число таких работодателей от общего количества всех работодателей достигло 50 процентов.

В 2018 году, Минтруд, своими письмами, многократно напоминал работодателям о необходимости завершения специальной оценки условий труда в 2018 году согласно требованиям законодательства и напоминал о возможных штрафных санкциях по отношению к тем, кто не будет исполнять эти требования.

С начала 2019 года и по настоящий момент, инспектора Государственной инспекции труда при проведении проверок деятельности организаций продолжают выявлять многочисленные случаи непроведения специальной оценки условий труда. Больше того, инспекторам ГИТ теперь нет необходимости непосредственно выходить на предприятие — при подготовке к документарной или выездной проверке они дистанционно из ФГИС СОУТ, по ИНН работодателя, устанавливают наличие информации о прохождении процедуры специальной оценки условий труда или ее отсутствии, а также своевременности или несвоевременности подачи декларации.

Применение штрафных санкций

Однако, теперь Кодекс об административных правонарушениях на их стороне — в применении штрафных санкций теперь ничто не ограничивает: Ст. 5.27.1 КоАП — непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведение (включая несвоевременную отчетность во ФГИС СОУТ и подачу декларации) наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей. При повторном нарушении (в случае, если даже после предписания работодатель не провел СОУТ) штраф возрастает до 200 тысяч рублей.

Так, в некоторых регионах, с начала 2019 года штрафные санкции применяются по отношению к работодателям, которые не успели завершить проведение специальной оценки условий труда в 2018 года и утвердили отчет о ее проведении только в 2019 году, при подаче деклараций в ГИТ, к работодателю применяются штрафные санкции как к нарушению порядка проведения СОУТ или к невыполнению требований законодательства по охране труда.

В настоящее время в Госдуме проходит слушания проект Федерального закона № 214-ФЗ, которым планируется внести значительные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Изменения в правах работников

У работника появится право представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, а у работодателя — обязанность рассматривать такие замечания.

Ключевые изменения в условиях применения результатов СОУТ

Существенно меняются условия, при которых результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы! После принятия Закона результаты СОУТ смогут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета. Это означает, что без направления информации об утверждении Отчета в организацию, которая проводила у работодателя специальную оценку условий труда, передача результатов СОУТ во ФГИС СОУТ будет невозможна, а значит ее результаты нельзя будет применять для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оценки уровней профессиональных рисков;

Специальная оценка условий труда, как и сейчас написано в Законе, должна будет проводиться не реже 1 раза в пять лет, а срок будет исчисляться с момента внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета, за исключением результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, — срок проведения СОУТ — не реже 1 раза в 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Новый механизм заключения договоров на проведение СОУТ

С целью недопущения заключения договоров «задним» числом (ранними датами), в Законе прописан новый механизм, согласно которому, Организация, с которой заключен договор на проведение СОУТ, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, до начала выполнения работ, обязана передать в информационную систему учета полное наименование работодателя, его ИНН и КПП и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана будет сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.

Закон закрепляет положение, согласно которому номер рабочего места закрепляется за ним «пожизненно», т. е. при внеплановой или последующей специальной оценке условий труда номер рабочего места изменить будет нельзя!

По новым правилам, срок утверждения Отчета имеет строгие временные рамки — Отчет не может быть утвержден в срок позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.

У организации, которая аккредитована на проведение специальной оценки условий труда также появляются новые обязанности:

  • получать идентификационный номер в информационной системе при заключении договора;
  • отправлять информацию об изменениях внутри испытательной лаборатории/области аккредитации, в составе экспертов, проводящих специальную оценку условий труда.

Увеличение штрафов за нарушение или неисполнение требований контролирующих органов

 

Работодателей (юридических лиц и предпринимателей) в 2020 году ожидает неприятный сюрприз — введение новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в несколько раз увеличивающий штрафы за нарушение или неисполнение требований контролирующих органов.

Так, статья «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» КоАП будет содержать административные наказания за нарушения, связанные с проверками государственных органов.

Планируется, что обновленная редакция должна вступить в силу уже с 1 января 2020 года.
  • Не останутся незамеченными (в плане штрафов) индивидуальные предприниматели — штрафы для них составят в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
  • Увеличить штрафы для юридических лиц планируется до 200–500 тыс. руб.
  • Для физических лиц штрафы изменятся с 300 руб. до 5000–7000 руб.
  • Для должностных лиц достигнут 50000–70000 руб.

В случае выявления факта повторного нарушения, штрафные санкции будут совсем иные:

  • Физическое лицо суммарно смогут наказать на сумму до 40 тыс. руб.,
  • Индивидуальных предпринимателей — до 70 тыс. руб.,
  • Должностных лиц — на 100–150 тыс. руб. или дисквалифицировать на срок до 3 лет,

А вот для юридических лиц штрафы будут достигать 2 млн рублей.

При непредоставлении запрашиваемой контролирующими органами информации юридические лица должны будут выплатить штраф в размере до 20 тыс. руб.

За неповиновение законному распоряжению или требованию проверяющего, юридическому лицу придется заплатить штраф до 30 тыс. руб., а должностному лицу — до 10 000 руб.

Таким образом, в 2020 году следует ожидать с одной стороны ужесточение требований законодательства по специальной оценке условий труда с одной стороны, и увеличения штрафных санкций со стороны контролирующих органов — с другой.
 
 
 
 
Поделитсья