Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

490
Логотип SpecLook
СОУТ

Трудовой кодекс РФ (разд. X) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) являются нормативной правовой основой СОУТ и регулируют порядок организации и проведения СОУТ, а также права и обязанности его участников. СОУТ проводится совместно работодателем и независимой организацией (или организациями), которые привлекаются работодателем для проведения данной процедуры на основании гражданско-правового договора. Обязанности по организационному и финансовому обеспечению процедуры СОУТ возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 426, СОУТ проводится с периодичностью не реже одного раза в пять лет.

СОУТ устанавливает организационные и правовые основы и порядок  проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности участников специальной оценки условий труда, определяет их правовое положение.

В СОУТ определено понятие «специальная оценка условий труда» - это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных или/и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника при учёте отклонения их от установленных значений.

По результатам проведённых специальных проверок условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. В отношении условий труда надомных, дистанционных работников и работников у работодателей-физических лиц, не являющихся предпринимателями специальная оценка условий труда.

 1. Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  5. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).

2. Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
  7. рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в Федеральную инспекцию труда и в суд.

2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте.

Кому необходимо проводить СОУТ?

ИП и компаниям всех организационных форм, у которых есть наемные сотрудники. Единственное исключение – рабочие места дистанционных или надомных работников. Для них спецоценку проводить не надо. Если у вас есть и удаленные сотрудники, и работники в офисе, от СОУТ освобождаются только рабочие места «удаленщиков».

Всем ли организациям необходимо проводить СОУТ?

Проведение специальной оценки условий труда обязательно для любой организации! Не важно, какая форма собственности, сфера деятельности и численность сотрудников в вашей компании – провести СОУТ обязан каждый руководитель. СОУТ не проводят в отношении надомных трудящихся, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Когда нужно проводить СОУТ?

Новые организации должны провести специальную оценку условий труда в течение 12 месяцев с даты регистрации, такие же сроки установлены для новых рабочих мест. Потом его нужно делать каждые пять лет.

Какие штрафы за несвоевременное проведение СОУТ?

За отсутствие или непроведение специальной оценки условий труда предусмотрены штрафы по статье 5.27.1 КоАП: От 60 000 до 80 000 рублей на юр.лицо, а так же от 5 000 до 10 000 на должностных лиц.

Как сегодня можно сэкономить на СОУТ?

Мы экономим Ваш бюджет на СОУТ, сохраняя при этом качество нашей работы. Это можно сделать за счет оптимизации работ на аналогичных рабочих местах. 426-ФЗ разрешает выполнять специальную оценку условий труда только на 20% из них. Фактически будет проведена оценка нескольких рабочих мест, а вы заплатите только за одну карту. Аналогичными признаются позиции, которые: Подробно расписываем.

Сравнение редакций статьи 4 «Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (СОУТ

Редакция статьи с 01.05.2016 г.

Редакция статьи с 01.01.2020 г.

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов её проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие её соответствие требованиям, установленным статьёй 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьёй 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты её проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учётом результатов проведения специальной оценки условий труда.

1. Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов её проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие её соответствие требованиям, установленным статьёй 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьёй 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  5. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).

2. Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты её проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учётом результатов проведения специальной оценки условий труда;
  7. рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.
Обязанность по проведению специальной оценки условий труда законом возложена на сторону трудового договора – работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
 

 

 
 
 
 
Поделитсья