Выдача работникам СИЗ – это одна из обязанностей работодателя в области охраны труда. Выдавать СИЗ нужно работникам, у которых вредные условия труда, а также тем, кто работает в особых температурных условиях или на работах связанных с загрязнением.
Кроме того, выдача работникам СИЗ - выдача работникам СИЗ – это одна из мер управления/контроля профессиональными рисками в рамках управления профессиональными рисками. Более того, с 01.09.2023 выдачу СИЗ нужно проводить с учетом результатов оценки профрисков.
Выдача СИЗ – мера управления/контроля профессиональных рисков
На заключительном этапе процедуры оценки рисков проводят корректировку рисков. Для этого проводят мероприятия по управлению или контрою профессиональных рисков.
Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня.
Перечень опасностей и мер по управлению опасностями, который можно использовать для управления профрисками, приложен к примерному положению о СУОТ, утвержденному приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. № 776н. В этом перечне одной из мер управления опасностей указана выдача работникам СИЗ.
Эту меру используют, например, для таких опасностей, как подвижные части машин и механизмов, вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны и контакт с высокоопасными веществами.
-
Применяйте СИЗ, когда не можете ограничить опасности или снизить риски другими мерами.
-
Обеспечьте работников СИЗ по нормам выдачи СИЗ.
-
Учтите результаты оценки уровня профрисков на рабочем месте или при выполнении конкретной работы и антропометрические данные работников.
-
Есть нельзя снизить профриск до допустимого уровня, дополнительно разработайте меры контроля.
Например, в целях обеспечения СИЗ с требуемыми защитными свойствами работодатель может назначить ответственного за проверку состояния СИЗ и предусмотреть периодическое обучение и проверку знаний работников в целях правильного применения СИЗ при выполнении конкретных видов работ.
Обеспечение работников СИЗ по результатам оценки профрисков
С 1 сентября 2023 года начнут действовать Единые типовые нормы выдачи СИЗ (далее – ЕТН). По этим нормам, одним из оснований выдачи работникам СИЗ становятся опасности, которые идентифицировали по результатам оценки профрисков опасности.
При этом с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года работодатель сам решает, применять ЕТН или продолжать пользоваться отраслевыми типовыми нормами СИЗ.
С 2025 года пользоваться нужно будет исключительно ЕТН. В ЕТН определены три списка:
- единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям);
- единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей;
- единые типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств.
Список СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей разделен на 20 групп – от механических опасностей до опасностей, связанных с загрязнением спецодежды.
Как определять нормы СИЗ с 01.09.2022?
- 1 шаг - Выбрать базовый комплект СИЗ в соответствии с профессией или должностью в Приложении 1 ЕТН;
- 2 шаг - выбрать комплект СИЗ по выявленным опасностям, которые зафиксированы в результатах оценки профессиональных рисков. Выбирать СИЗ необходимо соотнося каждую опасность в Приложении 2 ЕТН;
- 3 шаг - Выбрать дерматологические средства защиты и смывающие средства в Приложения 3 ЕТН.
Выбор нужно сделать исходя из по выполняемых работ и применяемых производственных загрязнителей.
Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) – важная часть мероприятий по охране труда. Их выдача, направленная в первую очередь на снижение воздействия какого-либо вредного фактора или защиту от опасностей, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности сотрудника, регламентируется едиными типовыми нормами выдачи СИЗ.