Когда лучше сделать регламентированный перерыв для работников?

1020
Логотип SpecLook
Регламентированный перерыв для работников

В законодательстве предусмотрены перерывы в течение рабочего дня, в первую очередь, для отдыха и питания. Но существуют и другие перерывы. И если без обеда сейчас вряд ли кто остается, то другие виды перерывов предоставляются не всегда – и напрасно, поскольку за несоблюдение работодателем требований законодательства о режиме отдыха возможно привлечение к ответственности. Рассмотрим, какие перерывы и каким категориям работников полагаются.

Если говорить о перерывах в течение рабочего дня, то их можно разделить на обязательные, которые работодатель должен предоставлять, и рекомендуемые, которые предоставлять он не обязан, но может установить локальными нормативными актами. И в этом случае предоставление таких перерывов тоже станет обязательным.

Содержание
  1. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности
    1. Основные понятия стресса на работе
  2. Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников умственного вида деятельности с различной напряженностью труда
  3. Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников зрительно-напряженного труда
  4. Рекомендации к организации режимов труда и отдыха для работников физического труда
  5. Мероприятия по коррекции неблагоприятного функционального состояния работников умственного труда при воздействии производственных стресс-факторов
  6. Профилактические мероприятия для предупреждения развития стресса у работников зрительно-напряженного труда
  7. Профилактика стресс-воздействия у работников физического труда
  8. Организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса

К обязательным относятся перерывы для:

  • отдыха и питания;
  • обогревания и отдыха (специальные);
  • кормления ребенка,
  • а также отдых лиц, управляющих транспортными средствами.

К рекомендуемым можно отнести перерывы для лиц, работающих за компьютерами или в условиях повышенных температур. Кроме того, в каждой организации могут быть предусмотрены особые перерывы, например для психологической разгрузки, кратковременного отдыха.

Практически все перерывы включаются в рабочее время и подлежат оплате – за исключением перерыва для отдыха и питания. А теперь все по порядку.

Мы с вами будем рассматривать перерывы, которые призваны снизить стрессовое состояние, физическую и эмоциональную нагрузку на сотрудников, уменьшить переутомляемость во время работы, т.е. рекомендуемые перерывы. Но, нужно также учитывать, что есть работы, при которых работодатель всё же обязан предоставлять дополнительные перерывы работникам. 

Для предупреждения развития функционального перенапряжения и профессиональной патологии в результате воздействия производственных стресс-факторов у работников необходимо использовать комплекс адекватных мер профилактики как в режиме рабочего дня, так и вне рабочего времени (рациональный режим труда и отдыха. Психофизиологическая коррекция неблагоприятных функциональных состояний).

Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности

Здесь вы можете ознакомиться с рекомендациями, которые устанавливают требования к обеспечению проведения комплекса мер профилактики стрессового состояния работников при различных видах нервно-напряженного, зрительно-напряженного и физического труда.

Меры профилактики стрессовых состояний предусматривают внедрение рациональных режимов труда и отдыха, комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий для предупреждения воздействия стресс-факторов на организм работающих.

Стрессовое состояние - высокая, связанная с влиянием факторов трудовой нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума (работающего человека) степень функционального напряжения организма при труде.
Рассмотрим некоторые основные понятия, влияющих на стрессовое состояние на работе.

Основные понятия стресса на работе

Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) - особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления.

Трудовая нагрузка - количественная мера специфичных для конкретного вида труда совокупностей факторов трудового процесса. Все виды трудовых нагрузок в зависимости от их направленности на определенные физиологические системы делятся на умственную, зрительную и физическую и характеризуются определенной физиологической стоимостью.

Профилактика стрессового состояния - система мер по организации рационального режима труда и отдыха, коррекции функционального состояния и повышению уровня тренированности, рациональной организации рабочего места с учетом эргономических требований, улучшению психологического климата в коллективе и социальной поддержки. Комплекс мер направлен на снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных для здоровья последствий.

Режим труда и отдыха - соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления и напряжения в течение длительного периода.

 

Основными обусловливающими развитие производственно-профессионального стресса (стрессового состояния) трудовыми нагрузками являются:

  • при умственной нагрузке - длительный и ненормированный рабочий день с работой в сменном режиме, служебные командировки, работа в состоянии дефицита времени, длительность сосредоточенного внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени, высокая степень сложности задания, выраженная ответственность, наличие риска для жизни;
  • при зрительной нагрузке - высокая точность выполняемой работы, необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, т.е. координации зрения с системой органов движения, время работы с оптическими приборами и время работы непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ).
  • при физической нагрузке - динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза, значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам, многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды, выполнение глубоких наклонов корпуса, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз.

Характерными особенностями всех современных видов трудовой деятельности являются недостаточный уровень общей двигательной активности (гипокинезия) и пребывание в физиологически нерациональных рабочих позах (неудобная, фиксированная, вынужденная).

Особенностью развития состояния профессионального стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки с психологическими и организационными.

Психологические факторы связаны с организацией работы: степенью широты и свободы принимаемых решений, уровнем влияния и контроля над собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним.

Организационная структура и складывающиеся на работе межличностные взаимоотношения являются самыми сильными факторами, которые могут вызвать производственный стресс.

Длительное и интенсивное воздействие неблагоприятных факторов трудового процесса, превышающих нормируемые (допустимые) значения и соответствующих вредному 3-му классу согласно Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" формирует профессиональный стресс.

Формирование производственно-профессионального стресса включает стадии последовательного перехода функционального состояния от напряжения к утомлению, к перенапряжению и к переутомлению.

Схема стадий формирования стресса

Анализ физиологических особенностей этих состояний позволяет оценить их с точки зрения функциональных уровней, внутри- и межсистемных связей в центральной нервной, нейрогуморальной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системах, а также со степенью нервно-эмоциональной напряженности трудовой деятельности.

Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда (класс 3.2-3.3) приводит к "изнашиванию" адаптационных механизмов организма и функциональной недостаточности гипофизарно-надпочечниковой системы, гиперактивации процессов свободнорадикального окисления, нарушению липидного обмена. Это проявляется в превышающем средние популяционные значения увеличении индекса атерогенности и его нарастании с увеличением стажа работы, что указывает на повышенный риск развития атеросклероза и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Эмоциональные нагрузки

"Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п., характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

Таким образом, по данному показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции. Например, для токаря конечной продукцией являются изготовленные им детали, для мастера токарного участка - все детали, изготовленные на этом участке, а для начальника механического цеха - работа всего цеха. Поэтому при использовании данного критерия возможен следующий подход.

  • Класс 1 - ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу "правильно - неправильно" (все виды подсобных работ, санитарки, уборщицы, грузчики и т.д.).
  • Класс 2 - ответственность за качество деятельности, являющейся технологическим циклом или крупным элементом техпроцесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руководителем по типу указаний "как необходимо сделать правильно" (рабочие строительных специальностей, ремонтный персонал).
  • Класс 3.1 - ответственность за весь технологический процесс или деятельность, а ошибка исправляется всем коллективом, группой, бригадой (диспетчерский персонал, мастера, бригадиры, начальники цехов основного производства), за исключением случаев, когда ошибка может привести к перечисленным ниже последствиям.
  • Класс 3.2 - ответственность за качество продукции, производимой всем структурным подразделением, или повышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке дорогостоящего или уникального оборудования либо к возникновению опасности для жизни других людей (водители, перевозящие пассажиров автотранспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов, капитаны судов, руководители предприятий и организаций).
  • 3.2. "Степень риска для собственной жизни". Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли.
 

Поэтому на данном рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работающих, и определяют возможную зону их влияния. Рекомендуется использовать материалы СОУТ, которые предписывают составление такого перечня. Например, во временной методике проведения в электроэнергетике (сосуды и трубопроводы с давлением выше 5 атмосфер, маслонаполненные вводы высоковольтного оборудования на напряжение выше 1 000 В, сосуды, трубопроводы и арматура с температурой носителя выше 60 °C и др.).

Показателем "степень риска для собственной жизни" характеризуют лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т.е. рабочая среда таит угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работающего.

Наиболее часто встречающимися видами происшествий, приводящих к несчастным случаям со смертельным исходом, являются: дорожно-транспортные происшествия, падение с высоты, падение, обрушение и обвалы предметов и материалов, воздействие движущихся и вращающихся частей, разлетающихся предметов и деталей. Наиболее частыми источниками травматизма являются автомобили, энергетическое оборудование, тракторы, металлорежущие станки.

Примеры профессий, работа в которых характеризуется повышенной степенью риска для собственной жизни:

  • строительные специальности, в основном связанные с работой на высоте (плотники, монтажники лесов, монтажники металлоконструкций, машинисты кранов, каменщики и ряд других); основным травмирующим фактором в этих профессиях является падение с высоты;
  • водители всех видов транспортных средств: основной травмирующий фактор - нарушение правил дорожного движения, неисправность транспортного средства;
  • профессии, связанные с обслуживанием энергетического оборудования и систем (электромонтеры, электрослесари и др.): травмирующий фактор - поражение электрическим током;
  • основные профессии горнодобывающей промышленности (проходчики, взрывники, скреперисты, рабочие очистного забоя и др.): травмирующий фактор - взрывы, разрушения, обвалы, выбросы газа и т.п.;
  • профессии металлургии и химического производства (литейщики, плавильщики, конверторщики и др.): травмирующий фактор - взрывы и выбросы расплавов, воспламенения в результате нарушения технологического процесса.

Риск для собственной жизни связан не только с травмоопасностью, но может определяться и спецификой трудовой деятельности в определенных социально-экономических условиях в стране. Так, высокий риск для собственной жизни характерен для работников прокуратуры (прокуроры, помощники прокуроров, следователи) и других сотрудников правоохранительных органов.

  • 3.3. "Ответственность за безопасность других лиц". При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Как правило, это руководители первичных трудовых коллективов - мастера, бригадиры, отвечающие за правильную организацию работы в потенциально опасных условиях и следящие за выполнением инструкций по охране труда и технике безопасности; работники, чья ответственность исходит из самого характера работы, - врачи некоторых специальностей (хирурги, реаниматологи, травматологи, воспитатели детских дошкольных учреждений, авиадиспетчеры) и лица, управляющие потенциально опасными машинами и механизмами, например водители транспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов.

  • 3.4. "Количество конфликтных производственных ситуаций за смену". Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличивает эмоциональную нагрузку и подлежит количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

Конфликтные ситуации у педагогов встречаются в виде непосредственного взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также участия в разрешении конфликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут возникать конфликты внутри педагогического коллектива с коллегами, руководством и в ряде случаев с родителями учащихся.

У прокуроров и работников правоохранительных органов конфликты встречаются с клиентами в виде словесных угроз, угроз по телефону, письменно и при личном общении, а также оскорбления, угрозы физического насилия, физические атаки.

Пример. Наибольшее число конфликтных ситуаций в среднем за рабочую смену отмечено у работников правоохранительных органов: более 8 (класс 3.2), меньшее количество у преподавателей - от 4 до 8 (класс 3.1), у помощников следователей прокуратуры от 1 до 3 (класс 2), у работников канцелярии прокуратуры - отсутствуют (класс 1).

Длительное перенапряжение от воздействия интенсивных нервно-эмоциональных нагрузок способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и т.д.

Перенапряжение, развивающееся под влиянием сверхнормативных и продолжительных физических нагрузок, способствует формированию профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) и периферической нервной системы (ПНС).

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников умственного вида деятельности с различной напряженностью труда

При пятидневной рабочей неделе и 8-ми часовой смене продолжительность обеденного перерыва составляет 30 мин, а регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 ч от начала рабочей смены и через 2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 5-7 мин каждый.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного и других анализаторов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений, включая упражнения для глаз, в первой половине смены, а в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях.

С учетом непрерывности трудового процесса трехсменный рациональный режим труда и отдыха при 8-часовом рабочем дне, а также содержание мер профилактики для сохранения высокого уровня работоспособности представлены в табл. ниже (1 группа). В утреннюю смену рекомендуется предусматривать включение в режим рабочего дня 2-х регламентированных перерывов и микропауз для активного отдыха.

  • В первый перерыв (5-7 мин) целесообразно повышение двигательной активности за счет выполнения физических упражнений, направленных на нормализацию функций высшей нервной деятельности.
  • Второй перерыв рекомендуется использовать для психологической разгрузки и аутотренинга.
 

Для обеспечения оптимальной работоспособности при работе в вечернюю смену должны более широко использоваться комплексы физических упражнений.

При работе в ночную смену продолжительность регламентированного перерыва в глубокие часы ночи рекомендуется увеличить до 45 мин. Работающим во время перерыва показано выполнение комплекса физических упражнений для релаксации, а также короткий отдых или сон в специально оборудованном помещении.

К категории труда с очень высокой степенью напряженности относятся работники с выраженным нервно-эмоциональным напряжением, значительным объемом информационной нагрузки, высокой степенью ответственности за работой технологического процесса, работающие в круглосуточном режиме. По виду деятельности эта группа относится к 3 классу вредности 2-3 степени по напряженности труда.

Нагрузки интеллектуального характера

"Содержание работы" указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Различия между классами 2 и 3.1 практически сводятся к двум пунктам: "решение простых" (класс 2) или "сложных задач с выбором по известным алгоритмам" (класс 3.1) и "решение задач по инструкции" (класс 2) или "работа по серии инструкций" (класс 3.1).

В случае применения оценочного критерия "простота - сложность решаемых задач" можно воспользоваться таблицей, где приведены некоторые характерные признаки простых и сложных задач.

Рациональный режим труда и отдыха при 3-х сменном графике работы при 8-часовом рабочем дне для операторов с высокой степенью напряженности труда приведен в табл. ниже (2 группа). Регламентированные перерывы должны устанавливаться аналогично перерывам при средней степени напряженности труда, а продолжительность этих перерывов возрастает в утреннюю и вечернюю смены на 10 мин (обеденный перерыв - на 30 мин), в ночную - на 15 мин. Рекомендуется введение микропауз продолжительностью от 40 с до 3 мин в течение рабочего дня по мере необходимости, а в ночную смену через каждый час работы. При создании надлежащих условий, в ночную смену следует предусмотреть короткий отдых (кратковременный сон 45—60 мин). А после ночной смены целесообразно спланировать часы сна и строго придерживаться этого распорядка. Сон должен состоять из 2-х этапов: утром, после работы - 5—6 ч и вечером, перед выходом на работу - 1— 2 ч.

Рекомендуемый рациональный режим труда и отдыха для лиц умственного труда при 8-часовом рабочем дне

№ пп

Перерыв

Время проведения

Продолжительность

Заполнение перерыва

1 группа 2 группа

1

2

 

3

4

5

6

Утренняя смена

1

Регламентированный перерыв

Через 2 ч от начала работы

5 - 10 мин

7 - 10 мин

Комплекс физических упражнений на координацию, точность и быстроту движений, концентрацию внимания

2

Обеденный перерыв

Через 4 ч от начала работы

 

30 мин

60 мин

Обед в столовой, отдых

3

Регламентированный перерыв

Через 6 ч от начала работы

5 - 7 мин

10 - 15 мин

Психологическая разгрузка

4

Микропаузы

Индивидуально по мере необходимости

20 - 40 с

40 с - 3 мин

Микропаузы активного отдыха

Вечерняя смена

1

Регламентированный перерыв

Через 1,5 - 2 ч от начала работы

5 - 7 мин

10 - 12 мин

Комплекс физических упражнений общего воздействия.

2

Обеденный перерыв

Через 3,5 - 4 ч от начала работы

30 мин

60 мин

Обед в столовой, отдых

3

Регламентированный перерыв

Через 6 ч от начала работы

5 - 7 мин

10 - 12 мин

Комплекс физических упражнений общего воздействия уменьшенной интенсивности. Гимнастика для глаз.

4

Микропаузы

Индивидуально по мере необходимости

20 с - 2 мин

40 с - 3 мин

1. Дыхательные упражнения.

2. Микропаузы для снятия эмоциональных перегрузок (психорегуляция)

Ночная смена

1

Перерыв для приема пищи

2,00 - 2,30

30 мин

45 мин

Прием горячей пищи в столовой

2

Регламентированный перерыв.

Поочередный индивидуальный отдых при подмене отдыхающего наладчиком или другим оператором

Глубокие часы ночи

45 мин

60 мин

1. Комплекс физических упражнений для релаксации.

2. Короткий сон, отдых в специально оборудованном помещении.

3. Прием адаптогенов (горячий чай, кофе, кислородные коктейли) или выполнение комплекса активизирующих физических упражнений

3

Микропаузы

Индивидуально по мере необходимости

Через 1,5 ч работы

Через каждый час работы

Физические упражнения общего воздействия для отдельных функциональных систем и мышечных групп

Труд многосменных профессиональных групп (операторов) часто связан с 12-часовым круглосуточным режимом работы. При изнурительной напряженности труда (3 класс вредности 3 степени) продолжительность рабочей смены, составляющая 12 ч, не рекомендуется.

При 12-часовых рабочих сменах для работников со средним уровнем напряженности труда рекомендуется предусмотреть в динамике рабочей смены два обеденных перерыва, общей продолжительностью 1,5 ч (1-й перерыв - через 3,5 - 4,0 ч, 2-й - через 7,5 - 8,0 ч от начала работы).

При работе в дневную 12-часовую смену рекомендуется предоставлять четыре регламентированных перерыва по 10 мин с общей продолжительностью 40 мин (1-й - через 1,5 - 2,0 ч от начала работы, второй - через 1 ч после первого обеденного перерыва, третий через 1,0 - 1,5 ч после второго обеденного перерыва, четвертый - за 1 ч до окончания смены). Через 2,0 - 2,5 ч после первого обеденного перерыва рекомендуется предоставлять индивидуальный ночной отдых на 45 - 60 мин для кратковременного сна или отдыха.

С учетом производственной ситуации возможно смещение времени рекомендуемых перерывов в пределах 30 мин.

Во время регламентированных перерывов следует проводить гимнастику общего воздействия, направленную на снижение утомления мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, а также гимнастику для глаз или аутотренинг. Указанные мероприятия можно проводить непосредственно на рабочих местах, но целесообразно осуществлять в помещениях «оздоровительного комплекса».

Общая оценка напряженности трудового процесса

Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл. ниже. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса

Класс условий труда

 

Оптимальный

Допустимый

Вредный

 

Напряженность труда легкой степени

Напряженность труда средней степени

Напряженный труд

     

1 степени

2 степени

 

1

2

3.1

3.2

1

2

3

4

5

1. Интеллектуальные нагрузки:

1.1. Содержание работы

Отсутствует необходимость принятия решения

Решение простых задач по инструкции

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций)

Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях

1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка

Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий

Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций

Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров

Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров.

Комплексная оценка всей производственной деятельности

1.3. Распределение функций по степени сложности задания

Обработка и выполнение задания

Обработка, выполнение задания и его проверка

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания

Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам

1.4. Характер выполняемой работы

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности

Работа в условиях дефицита времени

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

2. Сенсорные нагрузки

2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

до 25

26 - 50

51 - 75

более 75

2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы

до 75

76 - 175

176 - 300

более 300

2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения

до 5

6 - 10

11 - 25

более 25

2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

более 5 мм - 100%

5 - 1,1 мм - более 50%;

1 - 0,3 мм - до 50%;

менее 0,3 мм - до 25%

1 - 0,3 мм - более 50%;

менее 0,3 мм - 26 - 50%

менее 0,3 мм - более 50%

2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)

до 25

26 - 50

51 - 75

более 75

2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):

       

при буквенно-цифровом типе отображения информации:

до 2

до 3

до 4

более 4

при графическом типе отображения информации:

до 3

до 5

до 6

более 6

2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов)

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%.

Помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%.

Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%.

Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м

Разборчивость слов и сигналов менее 50%.

Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м

2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)

до 16

до 20

до 25

более 25

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности.

Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий.

Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника

Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий).

Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания).

Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания.

Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

3.2. Степень риска для собственной жизни

Исключена

   

Вероятна

3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц

Исключена

   

Возможна

3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

Отсутствуют

1 - 3

4 - 8

Более 8

4. Монотонность нагрузок

4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях

более 10

9 - 6

5 - 3

менее 3

4.2. Продолжительность (в сек.) выполнения простых заданий или повторяющихся операций

более 100

100 - 25

24 - 10

менее 10

4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса

20 и более

19 - 10

9 - 5

менее 5

4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)

менее 75

76 - 80

81 - 90

более 90

5. Режим работы

5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня

6 - 7 ч

8 - 9 ч

10 - 12 ч

более 12 ч

5.2. Сменность работы

Односменная работа (без ночной смены)

Двухсменная работа (без ночной смены)

Трехсменная работа (работа в ночную смену)

Нерегулярная сменность с работой в ночное время

5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность

Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени

Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени

Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени

Перерывы отсутствуют

По каждому из 23 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.

При окончательной оценке напряженности труда:

"Оптимальный" (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

"Допустимый" (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу; когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.Схема классов напряженности труда

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

когда 6 показателей отнесены к классу 3.2; когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1; когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2; когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

"Вредный" (3) класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу (обязательное условие).

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):

когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам; когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

У работников с высокой степенью напряженности труда (3 класс, 2 степень) при 12-часовой дневной смене рекомендуется предоставлять 4 регламентированных перерыва в счет рабочего времени с общей продолжительностью около 40 мин (1-й - через 1,5 - 2,0 ч от начала работы, 2-й - через 1,0 - 1,5 ч после 1-го обеденного перерыва, 3-й - через 1,0 - 1,5 ч после 2-го обеденного перерыва, 4-й - за 1 ч до окончания смены). Продолжительность одного регламентированного перерыва - 8 - 10 мин.

Рекомендуется работникам индивидуально, по мере необходимости, введение через каждый час работы микропауз, продолжительностью по 3 - 5 мин каждая, во время которых можно выполнять комплексы из 2 - 3 упражнений и самомассаж рук и ног.

В ночную смену работникам рекомендуется предоставлять регламентированные перерывы в счет рабочего времени через каждый час работы по 5 - 8 мин. В промежутке между первым и вторым обеденным перерывом, т.е., через 1,5 - 2,0 ч после первого обеденного перерыва (глубокие часы ночи) рекомендуется предоставлять индивидуальный отдых на 45 - 60 мин при подмене отдыхающего (для кратковременного сна и отдыха в специально оборудованном вблизи рабочих мест помещении или оздоровительном комплексе), а также для приема адаптогенов (горячий чай, кофе, кислородные коктейли, витамины).

При непрерывности хода технологического процесса и постоянного контроля за ним со стороны работника (операторы, диспетчеры и т.д.) для предоставления последним длительных регламентированных перерывов (индивидуальный отдых для кратковременного сна 45 - 60 мин) в ночные часы работы (смены) необходимо осуществлять его подмену другим лицом.

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников зрительно-напряженного труда

(пользователи ВДТ и ПЭВМ)Организация режимов труда и отдыха при работе с ПЭВМ в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

  • группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом;
  • группа Б - работа по вводу информации;
  • группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

При выполнении в течение рабочей смены функций, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать ту, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:

  • для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60000 знаков за смену;
  • для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40000 знаков за смену;
  • для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов.

Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ

Категория работы ПЭВМ

Уровень нагрузки за смену при работе с ПЭВМ

Суммарное время перерывов, мин

группа А, количество знаков группа Б, количество знаков группа В, час при 8-часовой смене при 12-часовой смене

I

До 20000

До 15000

до 2

50

80

II

До 40000

До 30000

до 4

70

110

III

До 60000

До 40000

до 6

90

140

Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием ПЭВМ и без него.

При возникновении у работающих с ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, рекомендуется применять индивидуальный подход с ограничением времени работы с ПЭВМ.

В случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов по 10 - 15 мин через каждые 45 - 60 мин работы.

Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва в соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 не должна превышать 1 ч.

При работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 ч), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30 %.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, а также предотвращения развития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы физических упражнений.

Работающим на ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня рекомендуется психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях, комнатах психологической разгрузки.

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха для работников физического труда

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками, в режим труда и отдыха целесообразно включать 2 - 3 регламентированных перерыва, общей продолжительностью 15 - 20 мин.

Для профессий, труд которых связан с региональными нагрузками, в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3 регламентированных перерывов, общей продолжительностью не менее 20 - 25 мин.

Для профессиональных групп, труд которых связан с общими мышечными нагрузками, в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3 регламентированных перерывов, общей продолжительностью не менее 35 мин.

Рекомендуемые режимы труда и отдыха могут быть откорректированы с учетом конкретных производственных условий и тяжести труда. Принципиальным при этом является сохранение общего времени на отдых, числа перерывов и времени их распределения по часам смены.

Внедрение типовых режимов труда и отдыха не исключает необходимости комплексных мероприятий по дальнейшему улучшению санитарно-гигиенических условий производственной среды, механизации и автоматизации трудовых процессов.

При разработке профилактических мероприятий необходимо учитывать сменный график работы, в том числе с ночными сменами. Сменный график работы приводит к снижению функционально-приспособительных реакций основных систем организма работника (нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, локомоторной и др.) и может явиться причиной развития утомления и переутомления, повышая тем самым физиологическую стоимость труда.

При производственной необходимости использования сменного графика работы рекомендуется предусматривать полноценный отдых между рабочими сменами или увеличение количества дней для отдыха перед ночной сменой.

В целях приложения статических усилий при работе с ручными инструментами более 60 % времени смены, следует проводить систематическую (до 2-х раз в год) проверку используемых инструментов, т.к. в процессе эксплуатации их технические характеристики существенно изменяются.

При значительных физических нагрузках (3 класс вредности) целесообразно оптимизировать организацию труда. Необходимо предусмотреть смену рабочих операций и сокращение времени выполнения одним работником тяжелых работ за смену, обучение смежным специальностям с целью взаимозаменяемости рабочих.

Снижение утомительности физических работ можно достичь уменьшением объема вспомогательных операций, которые часто связаны с тяжелыми физическими нагрузками, своевременной заменой изношенного оборудования и т.д.

Организационно-технические мероприятия по оптимизации труда и рабочего места у работников, связанных с физическим трудом учитывают неравномерное распределение физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат, значительные статико-динамические нагрузки, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз, вынужденные и глубокие наклоны корпуса, которые являются стресс-факторами и причинами нарушений физиологических процессов и могут быть факторами риска в развитии скелетно-мышечных нарушений.

Для предупреждения развития утомления, функционального перенапряжения и функциональных скелетно-мышечных нарушений работающих факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, не должны превышать допустимые величины и отвечать требованиям Руководства Р 2.2.2006-05.

Тяжесть физического труда, способствующая перенапряжению, во многом обусловлена массой и габаритами поднимаемых изделий, деталей и т.д. При этом масса однократно поднимаемых и перемещаемых вручную грузов более 2-х раз в час не должна превышать допустимых для мужчин (15 кг) и женщин (7 кг) величин. Подъем грузов выше указанных величин рекомендуется осуществлять только с помощью вспомогательных средств механизации (механизированные тележки, лебедки и т.д.).

Разрешенные к поднятию грузы для мужчин и женщин

В целях профилактики развития утомления, перенапряжения и развития скелетно-мышечных заболеваний существенное значение имеет соответствие конструкции используемого производственного оборудования, ручного инструмента и т.д. современным требованиям эргономики, а именно антропометрическим данным, физиологическим и психологическим возможностям работающего человека.

При работах, выполняемых стоя, производственные операции рекомендуется осуществлять в оптимальной рабочей зоне и зоне легкой досягаемости моторного поля, основные параметры которых должны составлять:

  • оптимальная зона: 900 - 1150 мм по высоте, 700 мм по фронту и 300 мм по глубине;
  • зона легкой досягаемости моторного поля: 750 - 1300 мм по высоте, 1000 мм по фронту и 400 мм по глубине.

Длительное (25 и более процентов времени смены) пребывание работников различных профессий в физиологически нерациональных рабочих позах является утомительным для организма из-за постоянной статической нагрузки на отдельные мышечные группы, в основном на группы мышц рук, шеи, плечевого пояса, поясничной области, что может явиться причиной возникновения патологических нарушений.

Организация и оборудование рабочих мест рекомендуется для предупреждения длительного нахождения работающих в неудобных (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей и др.), фиксированных (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга) или вынужденных (на коленях, на корточках и т.п.) рабочих позах, а также частые (более 100 раз за смену) и глубокие (более 30°) наклоны туловища вперед или вбок, особенно сопровождающиеся вращением туловища,

С целью снижения статического напряжения мышц туловища и ног, поддерживающих положение стоя и уменьшения застойных явлений в ногах, целесообразно обеспечить рабочее место подъемноповоротным табуретом с плавной или ступенчатой регулировкой высоты сиденья (в пределах 700 - 840 мм), что позволит работникам ряда профессиональных групп работать в положении «сидя-стоя». Обивка сиденья должна быть полумягкой, нескользкой, воздухопроницаемой, обладать антистатическими свойствами, легко очищаться от загрязнений.

Мероприятия по коррекции неблагоприятного функционального состояния работников умственного труда при воздействии производственных стресс-факторов

Для снижения эмоционального напряжения, обусловленного характером трудовой деятельности работников умственного труда, обосновывается целесообразность включения в распорядок дня индивидуальных сеансов «психологической разгрузки». Сеансы «психологической разгрузки» можно начинать проводить только после овладения основами и техникой их выполнения под руководством инструктора или психоневролога. Для этого необходимо в плане оздоровительных мероприятий предусмотреть достаточное количество занятий с привлечением специалистов соответствующего профиля.

Сеансы «психологической разгрузки» продолжительностью 10 - 20 мин рекомендуется проводить ежедневно в одно и то же время, например, в часы обеденного перерыва, после приема пищи или во второй половине рабочего дня, когда начинает снижаться работоспособность. Место проведения должно быть постоянным или в комнате «психологической разгрузки», или в собственном рабочем кабинете.

Для профилактики функциональных расстройств у лиц с выраженным нервно-напряженным трудом в качестве «психологической разгрузки» рекомендуются: психическая саморегуляция (ПСР), аутогенная тренировка, функциональная музыка, коррекция функционального состояния с помощью слайдо- и видеофильмов, дыхательные упражнения, оптимизирующие функциональное состояние, электротранквилизация.

Формирование навыков управления своим состоянием с помощью методов психической саморегуляции (ПСР) повышает устойчивость к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы.

Психическая саморегуляция включает выработку навыков управления вниманием, оперирование чувственными образами, регуляцию мышечного тонуса и ритма дыхания, словесные внушения.

Сеансы аутогенной тренировки в течение 20 - 30 мин используются при оперативных видах деятельности для восстановления функционального состояния, снятия эмоционального напряжения, утомления, увеличения работоспособности в сложных и напряженных условиях труда.

Сеансы функциональной музыки рекомендуется проводить 10 - 20 мин, они направлены на достижение отвлекающего, расслабляющего эффекта или, наоборот, активирующего при явлениях монотонии. В фонограммах используются как современные произведения, так и фрагменты классической музыки. Восприятие музыки носит исключительно индивидуальный характер, что требует наличия в комнате «психологической разгрузки» большого количества и разнообразия фонограмм.

Психокоррекция с помощью слайдов и видеофильмов достигается за счет целенаправленного подбора сюжета, объекта съемки, цветового решения. Комбинация зрительных и музыкальных образов позволяет оказывать существенное влияние на уровень активации психофизиологических функций организма, эмоции и мотивационные установки человека. Кроме того, являясь средством эстетического воздействия, слайдфильмы влияют на эмоциональную окраску переживаний и мотивационные установки субъекта. По принципам действия к слайдфильмам близки видеофильмы.

По достигаемому психорегулирующему эффекту предлагается три варианта слайдфильмов:

  • релаксирующие
  • активирующие (мобилизующие)
  • отвлекающие.

Дыхательные упражнения для снятия психической напряженности способствуют нервно-мышечной релаксации и оптимизируют функциональное состояние. Проводятся в качестве психологической разгрузки в режиме рабочего дня.

Метод электротранквилизации центральной нервной системы предназначен для воздействия на центральную нервную систему работников импульсным током с целью снятия утомления и восстановления работоспособности особенно в ночную смену. При этом уменьшается возбудимость эмоциогенных зон гипоталамуса и создаются благоприятные условия для оптимизации регулирующей функции центральной и вегетативной нервной системы.

Для проведения электротранквилизации центральной нервной системы используются серийные аппараты типа «Лэнар» и «микро-Лэнар». Процедура проводится средним медицинским персоналом или самостоятельно после ознакомления с методикой работы. Продолжительность сеанса 20 - 40 мин.

В качестве активного отдыха работникам умственного нервно-напряженного труда рекомендуется проводить в регламентированные перерывы длительностью 7 - 10 мин комплекс физических упражнений, стимулирующих деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, снимающих общее утомление и повышающих умственную работоспособность. В течение 40 - 60 с проводится комплекс упражнений, предназначенных для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости.

Для снятия утомления зрительного анализатора использовать комплекс упражнений для глаз.

Профилактика атерогенных изменений липидного обмена предполагает коррекцию избыточной массы тела и рассматривается как средство, повышающее устойчивость к воздействию стресс-факторов. Для этого рекомендуется комплекс физических упражнений, которые проводятся дозировано, в максимальном темпе.

Профилактические мероприятия для предупреждения развития стресса у работников зрительно-напряженного труда

Выполнение требований к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ в соответствии с санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 способствует снижению нагрузки на организм.

При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм (но не ближе 500 мм), с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна позволять изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейноплечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ПЭВМ и с учетом роста пользователя.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществимой и иметь надежную фиксацию.

Поверхность сиденья, спинки и других частей стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнения.

При организации и оборудовании рабочих мест с ПЭВМ предусматривают обеспечение высоты рабочей поверхности стола в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

Конструкция рабочего стула должна обеспечивать: ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; поверхность сиденья с закругленным передним краем; регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15° и назад до 5°; высоту опорной поверхности спинки (300 ± 20) мм, ширину не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм; угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах (0 ± 30)°; регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм; стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм; регулировку высоты подлокотников над сиденьем в пределах (230 ± 30) мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.

Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Действие стресс-раздражителя при выполнении зрительно-напряженных работ обусловлено чрезмерным или длительным (по времени смены) воздействием факторов трудового процесса, а именно, временем работы с оптическими приборами или непосредственным наблюдением за экраном ВДТ. Воздействие этих факторов является причиной развития зрительного перенапряжения.

Для снятия зрительного перенапряжения необходимо проведение профилактических мероприятий в режиме рабочего дня: комплекс упражнений зрительной гимнастики, комплекс упражнений для укрепления глазодвигательных мышц и тренировки аккомодации.

Принимая во внимание, что выполнение зрительно-напряженных работ происходит чаще всего сидя, необходимо выполнение упражнений, направленных на расслабление мышц, принимающих непосредственное участие в работе.

Повышение уровня общей двигательной активности в режиме рабочего дня в сочетании с комплексом зрительной гимнастики повышает устойчивость к формированию производственного стресса у лиц, выполняющих зрительно-напряженные работы.

Профилактика стресс-воздействия у работников физического труда

Для снятия мышечного напряжения у работников физического труда, с учетом характера мышечных нагрузок, регламентированные перерывы следует использовать для проведения физкультурных пауз, самомассажа рук, шеи, поясницы и ног, производственной гимнастики.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками, приходящимися преимущественно на мышцы кистей и пальцев рук регламентированные перерывы в режиме рабочего дня следует заполнять физкультурной паузой, самомассажем рук, и производственной гимнастикой.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с мышечными нагрузками, приходящимися преимущественно на мышцы рук и плечевого пояса, один из регламентированных перерывов через 1,5 - 2,0 ч после начала смены следует заполнить самомассажем рук и плечевого пояса. Два регламентированных перерыва во второй половине смены (через 1,0 - 1,5 ч после обеденного перерыва и за 1,5 - 2,0 ч до окончания работы) следует заполнить физкультминуткой или самомассажем ног при выполнении работ стоя и производственной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими нагрузками, регламентированный перерыв в первой половине смены через 1,5 - 2,0 часа после начала работы следует заполнить физкультпаузой и пассивным отдыхом. Регламентированные перерывы во второй половине смены через 1,0 - 1,5 после обеденного перерыва и за 1,5 - 2,0 часа до окончания работы, следует заполнить самомассажем ног и пассивным отдыхом.

Мероприятия по профилактике перенапряжения структур нервно-мышечного аппарата следует проводить преимущественно на рабочем месте. В тех случаях, когда работа проводится в помещениях, условия которых не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, профилактические мероприятия следует проводить в специально отведенных помещениях (комнатах отдыха).

Оздоровительные мероприятия необходимо проводить в первую очередь длительно работающим в условиях значительных физических функциональных перегрузок, т.е. хронического производственного стресса, а также лицам с поражением нервно-мышечного аппарата спины профессионального и общего характера.

Организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса

В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний).

С целью необходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часов необходимо назначения 10 - 15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.

Для предотвращения эмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также необходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.

Для создания благоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала к участию в принятии решений связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и «озвучить» претензии.

Необходимо предоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов. Организация может предоставить своему персоналу такую возможность, если создаст условия для наполнения содержания работы путем участия персонала в принятии решений, а также, если повысит (конкретизирует) ответственность работников за результаты труда.

Нужно обеспечить четкое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.

Для устранения причин, ведущих к перегруженности или недогрузки работой, руководитель предприятия должен надлежащим образом организовать процессы обучения, беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределение обязанностей, обеспечить хорошее соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет.

Рекомендуется обеспечить в организации систему оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса. Социальная поддержка способна минимизировать негативные последствия стресса. Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что социальная поддержка смягчает воздействие стрессов на лица, находящиеся в сложной ситуации, особенно если эта ситуация - следствие перегруженности работой или ролевого конфликта. Оказать действенную социальную поддержку способны сплоченные рабочие группы и руководители первой линии - супервизоры, обученные доброжелательному и заботливому отношению к подчиненным.

Целесообразно использовать модификацию поведения как эффективный способ повышения устойчивости к стрессам людей определенного психологического типа личности, имеющих склонность к тревожности, гиперреактивности, с повышенным риском развития ишемической болезни сердца. К характеристикам личности, на которые следует повлиять, относятся чрезмерная напористость, навязанное самому себе постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Необходимо формировать у работников позитивную эмоциональную реакцию на стрессовые обстоятельства, изменять информационное значение некоторых раздражителей за счет потери ими патогенных свойств путем использования методики рациональной психокоррекции.

Нужно проводить предсменный контроль функционального состояния работников экстремальных видов деятельности, предъявляющих высокие требования к профессионально значимым функциям, особенно в стрессовых ситуациях, с последующей оценкой результатов исследования методом сравнения с критериальными модельными физиологическими характеристиками.

Необходимо проводить мониторинг функционального состояния организма человека в течение рабочей смены с помощью автоматизированной системы регистрации и анализа информации с целью постоянного выявления «физиологической цены» производственной деятельности и создания «архива» или «банка» индивидуальных физиологических данных для обоснования рекомендаций, направленных на профилактику нарушений состояния здоровья.

Возможно использование профессионального отбора как средства оценки профессиональной пригодности для выявления максимального соответствия индивидуальных физиологических характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляют к нему определенные виды профессиональной деятельности с целью повышения надежности и безаварийности работы в экстремальных, стрессовых ситуациях.

Целесообразно создание системы мер, направленных на профилактику стрессового состояния и сохранения здоровья работающих.

Система мер профилактики стрессового состояния рабочих

Для комплексной профилактики профессиональной патологии, укрепления здоровья работающих целесообразно создание центров восстановления работоспособности (ЦВР). Работа физкультурно-оздоровительного центра должна проводиться под контролем врача, а специальные инструкторы-методисты должны составлять комплексы физических упражнений, обновлять и совершенствовать программы целенаправленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации.

Информация предоставлена на основании:

  1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
  2. Строительные нормы и правила РФ. Естественное и искусственное освещение: СНиП 23-05-95.
  3. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки: СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
  4. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений: СанПиН 2.2.4.548-96.
  5. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования: ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ.
  6. ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования: ГОСТ 12.2.049-80.
  7. Основные принципы и методы эргономической оценки рабочих мест для выполнения работ сидя и стоя: МР № 8212-85.
  8. Система человек-машина. Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования: ГОСТ 22269-76.
  9. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения: ГОСТ Р 50923-96.
  10. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: ГН 2.2.5.1313-03.
  11. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест: ГН 2.1.6.1338-03.
Поделитсья